Инструмент для резьбы по дереву

Резьба по дереву. Основные виды.

Плосковыемчатая резьба

Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

Геометрической или контурной.

Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки – их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.

Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, – линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.

Плоскорельефная резьба

Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба – один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.

Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона – более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу – заоваленной с подушечным фоном.

Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)

Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами – ножа-косяка и полукруглых стамесок.

Прорезная резьба

Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона. Такие детали получили собственное наименование – “домовая резьба”.

Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

Накладная, или наклейная резьба

Состоит из отдельных элементов – резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

Домовая резьба

Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

Больше спасибо за внимание!

Материал собран из книги “Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия.” Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб “Клуб Семейного Досуга”

Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!

Узоры для вырезания. Уроки резьбы по дереву для начинающих

Объемная, контурная и геометрическая резьба по дереву — это одни из наиболее древних методик декорирования самых разных изделий. По большому счету, для работы не нужно ничего, кроме деревянной заготовки и достаточно острого ножа: при должном умении может получиться резной наличник, красивая игрушка или любое другое изделие.

Конечно, шедевры у вас получатся только после многолетней практики. Но начинать осваивать резное дело можно и с самых простых деталей: достаточно изучить эту статью и разобраться в основах.

Разновидности резьбы

Несмотря на то, что в работе с деревом используются самые простые инструменты, да и приемы обработки не отличаются сложностью, результат может быть самым разным. В зависимости от внешнего вида обработанной поверхности выделают такие виды резьбы:

  1. Контурная резьба — пожалуй, самая простая (внешне, не по технике исполнения). Узор наносится на плоскую поверхность неглубокими линиями, формируя контуры рисунка.
  2. Геометрическая резьба — самая распространенная ввиду простоты освоения. В отличие от контурной, узоры формируются не линиями, а комбинацией из геометрических фигур, чаще всего клинообразных выемок.
  1. Плосковыемчатая резьба —технология нанесения орнамента или узора на ровную доску. При этом на плоском фоне вырезаются углубления, которые и формируют нужный нам рисунок.

Скульптурная резьба
(объемная) — самая сложная методика. В качестве заготовки берется чурка, ветка или корень, после чего детали придается нужная форма

Здесь важно не только мастерство резчика, но и то, насколько грамотно подобрана древесина.

Конечно, эта классификация весьма условна, но она дает представление о том, куда можно стремиться в совершенствовании своего мастерства.

Что нужно для работы?

Инструменты резчика

Чтобы делать деревянные игрушки, резные рамки, наличники и другие декоративные объекты, мастеру нужны подходящие инструменты. Помимо обычных столярных (пила, дрель, напильник), нужно использовать и специальные приспособления:

Иллюстрация Инструмент Назначение
Нож-косякУниверсальный инструмент, который используется как для геометрической резьбы по дереву, так и для скульптурных работ.
СтамескиНаиболее обширная группа инструментов, применяемых для формирования выемок. В зависимости от формы края выделяют такие разновидности:

  • плоские;
  • полукруглые;
  • уголковые;
  • скобчатые.
КлюкарзыСпециальные стамески с выгнутой рабочей частью. С их помощью выполняется рельефная резьба с сильным заглублением.
ЛожкорезыКак следует из названия, специальные инструменты для изготовления деревянных ложек. Особая форма лезвия (кольцо или полукольцо с односторонней заточкой) позволяет эффективно выбирать большие объемы древесины.

Выбор древесины

Художественная резьба требует формирования достаточно четкого рельефа. А для этого нужны не только подходящие инструменты, но и соответствующий материал. Не всякая древесина подходит для резьбы, а если вы только начинаете осваивать методику, то к выбору нужно подходить очень придирчиво:

  1. Липа — идеальный вариант для новичка. Материал мягкий и однородный, потому самые сложные рисунки для резьбы по дереву лучше осваивать именно на липе.
  2. Ольха (красная и черная) — тоже очень хороший вариант, пусть и более плотный. Идеально режется, почти не коробится при высыхании. Основной минус — сложно найти!
  1. Береза — более твердая и упругая, но при этом вполне подходящая для обучения основам резьбы. При высыхании может деформироваться, потому из березы обычно режут небольшие изделия.
  2. Дуб — отличный вариант, но только для опытного мастера. Рельеф получается идеальным, но при этом нужен очень острый инструмент и уверенная рука.
  1. Груша — древесина с высокой плотностью и хорошей однородностью. Структура материала позволяет выполнять самые тонкие изделия.

Из дерева этих пород вначале необходимо выпилить заготовки, просушить их, при необходимости — обработать начерно. Только после этого на них наносятся рисунки и эскизы, по которым ведется резьба.

Приемы и методики при геометрической резьбе

По сути, вся работа над резной деталью сводится к трем операциям:

  1. Подготовка — выбор и черновая обработка заготовки, перенесение рисунка.
  2. Собственно резьба — нанесение рельефного узора.
  3. Финишная обработка — устранение дефектов, шлифовка, лакировка и т. д.

Инструкция по выполнению базовых операций при резьбе показана в таблице:

Иллюстрация Этап работы
Нанесение рисунка.

На заготовку нужного размера переносим контуры рисунка для обработки. Можно построить чертеж самостоятельно, с помощью линейки и циркуля, а можно использовать готовые эскизы для резьбы по дереву.

Во втором случ

Специальные приспособления

Дополнительно для резьбы по дереву используются и некоторые специальные приспособления, среди которых прежде всего необходимо выделить такие:

  1. Киянки. Он представляет собой известный столярный инструмент, выполненный из твердой породы древесины. В последнее время появились киянки, которые сделаны из резины. Используется данный инструмент в тех случаях, когда необходимо проводить работу стамеской поперек волокон заготовки. Также киянка может быть необходима в тех случаях, когда объем резьбы по дереву довольно значительный. С ее помощью можно существенно облегчить работу и сделать нагрузку на мастера менее существенной. В большинстве случаев киянка имеет круглый или полукруглый бокс. Это позволяет ею ударять по стамеске практически под любым углом. Размер данного инструмента может быть различным – от 75 до 150 миллиметров в диаметре. Для большинства видов работ мастера подбирают средние киянки.
  2. Тесла. Они представляют собой плотницкие топоры, которые имеют необычный внешний вид. Это связанно с тем, что лезвия в данных инструментах являются перпендикулярным топорищу. Таким образом, тесла очень похожи на небольшие своеобразные мотыги. В некоторых случаях лезвия у них имеют выпуклую или даже полукруглую форму. Как правило, тесла применяют для выдалбливания разнообразных форм из дерева. Кроме этого, с их помощью довольно легко можно делать пазы в заготовках. Купив себе один такой резец топорик для эффектной резьбы по дереву, можно существенно ускорить работу.
  3. Чеканы. Они представляют собой разнообразные металлические стержни, отличающиеся друг от друга диаметров, длиной, заточкой и некоторыми другими важными нюансами. На одной стороне таких инструментов имеют насечки. Как правило, они характеризуются четко выраженными геометрическими формами. В большинстве случаев чеканы используется для отделки фона в случае наличия достаточно шероховатой поверхности.

Таким образом вышеперечисленные специальные инструменты для резьбы по дереву тоже используется при необходимости создания скульптур или каких-либо других приспособлений.

Выбор материала для работы

При выборе древесины следует обращать внимание на три критерия:

  • Вес. Чем тяжелее брусок или доска, тем прочнее получится готовое изделие. Это правило распространяется на все типы древесины.
  • Влажность. Не стоит использовать для работы сырую древесину. Рано или поздно она подсохнет, а это чревато деформацией материала, что может сказаться и на резьбе.
  • Общее состояние. Чем больше в бруске наростов, сучков и деформированных волокон, тем сложнее работать с таким материалом. Такие дефекты не позволяют мастеру передвигать инструменты в нужном направлении, так как они будут постоянно «спотыкаться» о препятствия.

Если древесиной резчик запасается самостоятельно в соседнем лесу, то материал необходимо просушить. Желательно проводить эту процедуру летом, так как 1-2 недели дерево должно пролежать на открытом воздухе. Если заготовка имеет внушительные габариты, то этот период увеличивают до 1-2 месяцев. Нельзя оставлять материал на улице в «сезон дождей». Толку от такой процедуры не будет, так как при высоком уровне влажности окружающей среды, вода из микропор не исчезнет. После уличной просушки древесину вносят в дом, но не кладут рядом с отопительными приборами. Остатки влаги удалятся в течение недели. Для малогабаритных заготовок подходит технология вываривания. Их складывают в емкость с водой, которую нагревают и кипятят на протяжении 2-3 часов. Такой экпресс-метод позволяет быстро «выжать» остатки влаги из микропор древесины. После процедуры заготовкам дают «отдохнуть» в доме примерно неделю.

Базовые инструменты для ремесла

Чтобы работа спорилась, мало одних навыков и умений, нужно еще и использовать качественные инструменты. Возможно, Николо Паганини и компенсировал своим мастерством возможности скрипки, сыграв на одной струне, но эта легенда относится к исключениям из общего правила. В стандартный список инструментов резчика по дереву входят:

  • Доска для резьбы. Накладывается на рабочую поверхность с целью ее защиты от повреждений. Используется только в тех случаях, когда у мастера еще нет постоянного места для работы.
  • Набор стамесок. Эти столярные инструменты отличаются по форме заостренных стальных кончиков, но более подробно о них поговорим дальше.
  • Ножи. Наряду со стамесками активно применяются для вырезания узоров. Существует несколько подвидов ножей, различающихся и по внешнему виду, и по функциональности. Ножики-резчики и ножи-косяки отличаются только режущим углом скошенного лезвия. Без последних не обходится техника плоскорельефной резьбы. Богородские ножи получили свое название в честь области, где местные мастера активно их использовали для работы над традиционными игрушками. Обычно продаются в наборе. Выделяют один подтип этой разновидности инструментов — «Татьянки». Характерным элементом этих ножей считаются удлиненные ручки. Они позволяют максимально передать инструменту усилие, с которым мастер осуществляет нажим. Используются в так называемой «силовой резьбе».
  • Штихель. Внешне очень похож на стамеску, но имеет характерную грибовидную форму рукоятки. Она позволяет мастеру вырезать тончайшие линии.
  • Ложечники. Инструмент обычно используется для работы с ложками, что и так понятно из названия. Однако может применяться и в других техниках, если необходимо сделать в дереве аккуратное отверстие в форе круга или полукруга. Представляет собой стальную пластину на ручке. В конце она либо закруглена наполовину, либо зациклена в кольцо.
  • Лекало. Используется в качестве трафарета для переноса чертежа изображения на заготовку.
  • Нихромовая проволока. Применяется только для выжигания отдельных элементов изображения при тонкой работе с деталями. Требует соблюдения техники безопасности. Если проволоку нагреть, то она с легкостью прожигает верхний тонкий слой древесных волокон.

А теперь более подробно рассмотрим разновидности стамесок, которые по праву можно считать главным инструментом резчика.

Виды стамесок

В зависимости от особенностей лезвия и области применения стамески классифицируют на следующие типы:

  • Прямые. Имеют плоские лезвия. Инструмент используется для выравнивания отдельных областей заготовки или для ее зачистки на подготовительном этапе работ.
  • «Косячки». Угол срезов их лезвий варьируется от 35 и до 70 градусов. Широко применяются в геометрической резьбе.
  • Клюкарзы. Считаются разновидностью полукруглых стамесок. Используются для обработки фона и вырезания крупных выпуклых фигур. Имеют изогнутое лезвие, отдаленно напоминающее «чашечку» лепестка розы.
  • Уголки (гейсмусы). Лезвие, имеющее форму желоба, оставляет характерные «канавки» на заготовке.
  • Полукруглые. Как правило, эти стамески применяются для объемной резьбы, но могут использоваться и в плоскорельефной технике. Инструменты отличаются радиусом загиба и длиной лезвия. На заготовке с их помощью делают вогнутые круги и линии, глубину которых регулируют посредством изменения силы нажима на стамеску.

У каждого мастера в наборе есть свои инструменты «любимчики», которыми он пользуется чаще всего. Обычно такая трогательная привязанность развивается за годы труда, когда резчик уже выработал свою индивидуальную манеру работы. Новичкам же остается только набивать себе «шишки» методом проб и ошибок, пока идеальный инструмент не будет найден.

Заточка инструмента

Начинать заточку необходимо с выравнивания лезвия инструмента. Для этого нужно использовать крупнозернистую наждачную бумагу. Она быстро убирает различные заусеницы. Таким образом создается режущая кромка.

При заточке важно не повредить угол заточки и геометрическую форму лезвия. После использования крупнозернистого абразива нужно переходить к более мелким

С его помощью мастер может убрать оставшиеся шероховатости.

Если инструмент очень сильно в процессе заточки нагревается, его следует охлаждать в воде. В конце нужно применять шлифовальные смеси, нанесенные на войлок. Они в конце создают идеально ровную поверхность.

Основные виды инструмента

В продаже встречаются самые различные варианты исполнения инструментов для резьбы. Все они подразделяются на две основные группы:

  1. Ручные характеризуются низкой стоимостью, а также простатой в эксплуатации. Однако, нельзя забывать о низком показателе производительности ручного труда.
  2. Электрические в последнее время получили широкое распространение, так как при их применении можно существенно ускорить и упростить обработку дерева. Как правило, электрический инструмент приобретают при серийном выпуске изделий, они характеризуются большей стоимостью, но позволяют получать более точные размеры и высокое качество обрабатываемой поверхности.

Электрический ручной гравер

Несмотря на большое распространение электрических инструментов, без ручных все же не обойтись. Они зачастую применяются для обработки труднодоступных мест.

Деревянная поверхность и шлифовка

В зависимости от изготавливаемого предмета требуется та или иная обработка поверхности. Полка или стеллаж на кухню, столик или тумбочка в спальню требуют идеально ровной и гладкой поверхности. Фигурка игрушки, панно или шкатулка не нуждаются в шлифовке, а рисунок, сделанный стамеской, шлифовать вовсе невозможно.

Резка дерева ножом и формирование поверхности стамеской не требуют предварительного шлифования, а по завершении работ поверхность просто невозможно шлифовать.

В творческом процессе резки по дереву часто возникает идея: не вырезать желаемое, а уточнить природное решение. Когда в руки мастера попадает причудливая деревянная заготовка (ветка, пенек, ствол) возникает идея дополнить, а не вырезать.

Рабочая поверхность и тиски

Инструменты для резьбы по дереву должны находится в пределах непосредственной доступности. Рабочий стол должен иметь идеально ровную горизонтально выровненную поверхность. Как минимум одни тиски должны быть жестко закреплены на рабочем столе.

Металлический уголок, уровень, струбцины, клей по дереву нужно приобрести сразу, и они должны быть всегда под рукой.

Вспомогательное оборудование – это точильный станок, ручная циркулярная пила с возможностью стационарной установки, шлифовальная машинка, электрический лобзик. Пригодится ручной лобзик, набор надфилей и напильников.

Дополнительное оборудование и инструмент не связаны с резкой по дереву, но без этого придется тратить время на выполнение вспомогательных работ где-либо еще.

У хорошего мастера все должно быть под рукой.

Стамески и киянка

Набор стамесок и хорошая киянка увеличивают возможности начинающего мастера

При выборе набора нужно обращать внимание на материал лезвия и качество ручки. Это важные инструменты для резьбы по дереву для начинающих и профессионалов

Наличие стамесок разной формы – это возможность делать орнамент, вырезать пазы, делать ровные линии, выбирать углубления нужной формы.

Киянка – это специальный молоток. Она может быть резиновой или деревянной. Рекомендуется иметь в арсенале оба варианта. Металлический молоток быстро выведет стамески из строя.

Ручка стамески не обязательно должна хорошо лежать в руке. Но рука при работе со стамеской должна быть защищена, а новичку не будет лишним иметь халат из прочной ткани с защитой тела от острого предмета. Например, кожаный фартук или обычный халат с инкрустацией кожаными, пластиковыми или иными вставками.

При работе с деревом движения часто направлены на себя или на вспомогательную руку. Чтобы избежать царапин и колотых ран, желательно защититься.

Как сделать самостоятельно

Изготовление качественного инструмента начинается с правильного выбора материалов. Для лезвия можно взять:

  • Фрезу по металлу. Среди прочих заготовок, эта обладает достаточной жесткостью, хорошо держит заточку.
  • Сверла по металлу станут основой для узких мини-стамесок.
  • Полукруг легко получить из использованного пробойника.
  • Стамеска для углов получится из любого профилированного инструмента.
  • Напильник так же станет отличным исходником для столярной стамески.
  • Надфили становятся основой для создания тонкого инструмента.

Чтобы сделать мини-стамеску, можно взять небольшой кусок металла в качестве заготовки. В домашних условиях удобнее создавать именно небольшие инструменты.

Для ручки возьмем деревянный брус. Он гораздо надежнее пластика, да и в руке сидит увереннее.

На рынке можно встретить кованые стамески для резьбы по дереву. Их производят из углеродистой прочной стали, такие отличаются стойкостью к износу и дольше держат форму и остроту.

Мы рассмотрим способы создания профессиональных стамесок из подручных материалов.

Подготовим инструмент:

  1. Резак по металлу;
  2. Пассатижи и щипцы;
  3. Емкость с водой для остужения раскаленного металла.

Стамеска из фрезы

Стамеска своими руками делается очень быстро по такому алгоритму:

  1. На пиле вырезаем заготовку нужной длины по нарисованному заранее контуру. Следует предусмотреть запас для ручки такой же длины, как лезвие. В такой пропорции инструмент надежно зафиксируется в деревянном кожухе.
  2. Шлифуем поверхность лезвия, постоянно окуная металл в воду для охлаждения.
  3. Теперь вырезаем из дерева ручку. Для этого используют пилу, рубанок. Рукоятка будет состоять из 2-х половинок, между которыми зафиксируется металлическая заготовка.
  4. В одной из половинок ручки создаем гнездо для лезвия. Для этого по размеру создаем неглубокий контур.
  5. Готовые детали соединяем с помощью столярного клея, зажимаем в тиски и оставляем на сутки. Для надежности половинки можно притянуть небольшими саморезами.

Таким способом можно сделать прямые или скошенные мини стамески. Вместо диска подойдёт любая деталь из прочной стали.

Инструмент из сверла по металлу

Как сделать стамеску из сверла не составит особого труда:

  • Оконечник сплющиваем ударной нагрузкой или спиливаем;
  • Придаем ножу нужную форму. Из сверла получаются отличные ноготки или клёпики;
  • По приведенному алгоритму делаем ручку.

Стамески из сверла широко используются в столярной практике: их можно сделать легко и быстро, а главное – по нужным, самым тонким размерам и форме.

Полукруглые стамески

Самая распространенная полукруглая стамеска для резьбы по дереву получается из пробойника – заготовка уже имеет нужную форму. Остается только срезать лишний металл и заточить лезвие.

Как сделать полукруглую стамеску:

  1. Берем пробойник нужного диаметра.
  2. Пилой срезаем лишнюю часть радиуса.
  3. Пока металл теплый, ему можно придать желаемую округлость, например, немного сплющить полукруг для получения полуовала.
  4. Затачиваем лезвие.
  5. Делаем ручку.

Используем напильник

Стамеска из напильника делается на точильном круге. Так изготавливают толстые прямые резаки и долото. Необходимо заточить напильник под нужным углом и вставить заготовку в деревянную ручку.

Из напильника квадратного сечения при желании можно выточить угловую стамеску. Для этого необходимо запастись хорошим абразивом для круга по металлу.

Надфили

Из тонкого надфиля получится отличный инструмент для резки любой формы. Причем сделать его можно прямо на кухне над газовой плитой.

  1. Берем надфиль пассатижами за середину и нагреваем над газом до красна.
  2. Аккуратно, но быстро загибаем раскаленную заготовку до нужной формы и опускаем ее в холодную воду для остывания.
  3. Протираем инструмент и затачиваем его.

Стамески для резьбы по дереву

Существует несколько различных типов стамесок, предназначенных для резьбы по дереву. Среди них стоит выделить такие:

  1. Плоские стамески для резьбы по дереву. Они являются одними из самых простых инструментов. С одной стороны они имеют острый край, который позволяет срезать верхний слой древесины при осуществлении ударов по ручке.
  2. Стамески полукруглой формы. Профессионалы их используются очень часто, подбирая именно тот инструмент, который лучше всего использовать в конкретной ситуации в зависимости от породы древесины и сложности работы. Существуют круглые, средние и отлогие стамески данного типа. Их можно приобрести как целым набором, так и поштучно.
  3. V-образные стамески. Их используют мастера во время резьбы по дереву только в тех случаях, когда применение плоских инструментов не является максимально удобным и оправданным. Как правило, V-образные стамески имеют угловатую или же треугольную форму. Среди них стоит выделить такие инструменты, как клюкорезы, ложкорезы, а также долото и ножи.

Для работы достаточно приобрести всего лишь один набор стамесок для резьбы по дереву. Этого будет достаточно для выполнения большинства типов скульптур.

Возможно, вам будет интересно прочитать: Виды резьбы по дереву. Художественная резьба по дереву развивалась столетиями. В статье рассматриваются виды резьбы по дереву — от традиционных до самых современных.

Виды работ

Резьба по дереву не предусматривает точной классификации – современный стиль может комбинировать одновременно несколько способов обработки дерева вручную. Но все же существует несколько главных разновидностей.

Ее еще называют прорезной или ажурной резьбой, когда полностью удаляют древесину и фон по границам узора. Бывает простой и ажурной. Края узоров обрабатываются. Этим методом пользуются при изготовлении дверей, накладок, рам и декоративных деталей.

Характерна тем, что основным здесь является плоский фон, при этом сами резные рисунки в него углублены. Существует несколько разновидностей такой резьбы:

контурная – узор на плоской основе получается с помощью канавок-желобков, которые бывают треугольными или полукруглыми;

  • скобчатая – орнамент создается полукруглыми насечками-скобками на плоском фоне;
  • геометрическая (трехгранновыемчатая, трехгранная) – здесь применяют два вида элементов: трехгранную пирамиду, заглубленную внутрь, и колышки. Чтобы добить желаемого эффекта, используют специальные ножи – косяки. Благодаря пирамидам и колышкам, под разным углом и на разном расстоянии можно получить рисунки в виде инетресных геометрических фигурок: соты, ромбы, витейки, цепочки, сияния и пр.;

Важно! Очень сухой воздух вызывает растрескивание дерева, поэтому чтобы сохранить первозданный вид резьбы, нужно поддерживать оптимальный уровень влажности помещения, вплоть до покупки увлажнителя воздуха

Все элементы рельефной резьбы размещены или выше, или на одном и том же уровне с фоновой поверхностью. Считается самым сложным видом резьбы. В данной технике создают разные выпуклые сюжеты и рисунки: эмблемы, гербы, животные и др. Причем значительную роль в изысканности законченного изделия имеет игра светотеней.

Активно применяется для декоративного оформления экстерьера домов с помощью различных орнаментов и фигур на деревянных элементах. Таким методом могут декорировать любые выступающие и накладные детали фасадов домов: карнизы, наличники, балясины, лемеха кровли, столбы крыльца.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий