Споттер для кузовного ремонта. как он работает?

Сборка самодельного и комплектующих к нему. Схема устройства

Как мы уже говорили, основа споттера это обычный аппарат точечной сварки. Найти подходящую схему в интернете не составит проблем. Но перед этим стоит посмотреть по сторонам.

Возможно, у вас уже имеются некоторые из компонентов будущего агрегата. В таком случае рационально будет отталкиваться от их наличия. В первую очередь понадобится два трансформатора.

Питающий всю электронику подобрать не сложно, подойдет любой со входом 220 V, а напряжением на вторичной обмотке 12V. Сложнее найти достаточно мощный, сварочный.

В качестве основы можно использовать трансформаторы мощной бытовой техники, скажем микроволновки. Но скорее всего его придется перематывать.

В крайнем случае намотать сварочный трансформатор можно самостоятельно, подобрав подходящий сердечник.

Всю остальную электронику: тиристоры, конденсаторы, диоды, переменный резистор и пр. не проблема приобрести в специализированном магазине либо на радиорынке. Номиналы их зависят от выбранной вами схемы.

Все остальное сделать или приобрести относительно просто.

Корпус

В качестве корпуса используют подходящий по размеру металлический короб от старого оборудования.

Еще лучше приобрести лист тонкой жести, оцинкованной либо с порошковой окраской из которого вырезать и изогнуть подходящий кожух.

Для крепления используют заклепки и саморезы. Как вариант, разместив уже готовый споттер на временном шасси, использовать для изготовления кожуха контактную сварку.

Держатель с пистолетной рукояткой

Для основного держателя с рукояткой пистолетного типа подойдет старый паяльник мгновенного разогрева. Он хорош наличием место под контрольную лампочку (светодиод) и подсветкой.

Как вариант используют шприц-пистолет для силиконовой склейки. Несложно собрать грубый держатель из нескольких пластин гетинакса, вырезав и скрепив болтами. Но все же, если вы не против покупных изделий, лучше всего приобрести готовый держатель, пусть даже б/у. Особенно если работать предстоит достаточно часто.

Пуллер и инопуллер (обратный молоток)

Два основных рабочих устройства: пуллер для споттера, а также обратный молоток — инопуллер. Первый представляет собой миниатюрный домкрат. Как сделать пуллер для споттера своими руками? Для его изготовления подойдет старый рычажный шприц для работы с тубами силикона или клея.

Само крепление для тубы нужно обрезать, а шток развернуть в другую сторону, чтобы при нажатии рычага он не выходил, а наоборот вдвигался.

Дополнительно придется заказать токарю медный цанговый держатель для электрода, опорную втулку и сам упор с площадкой виде кольца с двумя стойками и верхним полукольцом куда вставляется втулка пуллера. Упоры различных размеров продаются отдельно в магазинах сварочного оборудования.

Изготовление пуллера подробно показано на видео:


Он представляет собой шток, по которому скользит груз – боек

Спереди штока навинчивается упорная гайка, делается прорезь для треугольного электрода. Между гайкой и грузом помещают пружину, для смягчения возможного удара бойка.

Задняя сторона служит для размещение ударного упора, рукояти с клеммой либо крепления для пистолетного держателя.

Из сварочного аппарата

Если у вас есть аппарат для ручной сварки, изготовление вернее модификация его в споттер не составит больших проблем. Задача сводится к добавлению к аппарату блока создающего импульс тока и дающий возможность регулировать его параметры.

Если повозиться, то возможно создать устройство способное переключаться как в режим обычного сварочного аппарата, так и споттера.

Крючки, рычаги и прочие приспособления

Рихтовщику, который работает над приданием деформированному кузову первоначальной формы, для выполнения полного объема ремонтных работ с автомобильным покрытием пригодятся также:

Выпуклые, упругие, вытягивающие, выравнивающие, универсальные ложки.

Ложкоподобные инструменты производят выгибание и вытягивание труднодоступных (внутренних) частей кузова.

Другие рычаги для контактного ремонта.

Рычаги применяются там, где обычного человеческого усилия не хватает.

Правка и рихтовка автомобилей производится, начиная с самой большой вмятины, с использованием подходящих инструментов, при этом рихтовочные молотки остаются основным выпрямляющим приспособлением.

В целях выравнивания вдавленных частей неотрихтованного кузова автомобиля применяется гидравлический кузовной ремонт. С помощью насоса со всевозможными прямыми и фигурными насадками, оснащенного цилиндрами и работающего на гидравлическом механизме, осуществляют вакуумную вытяжку вмятин авто.

При невозможности сделать выпрямление с помощью насосов полезными могут стать зажимы и захваты. В рихтовочные комплекты обычно включают несколько таких зажимающих приспособлений разных размеров (диаметров). Также захваты различаются между собой количеством креплений (их может быть от 1 до 3 шт.) и способом фиксации (самый распространенный метод укрепления на кузове — с помощью шурупа).

Пневмомолотки используются для качественного рихтования труднодоступных мест авто. Также для выполнения особо сложных рихтовочных работ существуют специальные металлические механические агрегаты, имеющие несколько опор (от двух до четырех), между которыми закреплен опускающийся и поднимающийся стержень. Он просовывается в заранее проделанное отверстие той части кузова, где требуется вытягивание. Вместе со стержнем на таком приспособлении обычно используются крепления.

Перед началом рихтовочных работ следует, осмотрев повреждения авто, из всего разнообразия специнструментов подобрать те, которые помогут в рассматриваемом случае. Для небольших повреждений подойдет домашний рихтовочный набор, чтобы выполнить выпрямление более глубоких вмятин, следует прибегнуть к помощи специалистов из авторемонтной мастерской.

Что такое споттер и как он работает

Точечную сварку применяют для соединения между собой деталей из тонколистового проката, а также фиксации на них различных крепежных и опорных элементов. Сваривание осуществляется коротким и мощным импульсом тока. Это обеспечивает проплавление металлического листа не на всю глубину и таким образом позволяет избежать повреждения его поверхности с обратной стороны. Поэтому источники питания многих споттеров имеют напряжение холостого хода в пределах 6÷8 В, сварочное напряжение – 1.5÷2 В и импульсный ток порядка 2500÷3000 А, что позволяет производить сварку на металлическом листе толщиной от 0.5 до 1.5 мм.

В состав такого аппарата для правки кузовных деталей входят пять основных компонентов (см. рис. ниже):

  • источник питания с блоком релейного или электронного контроля и регулирования;
  • сварочный кабель с проводами управления;
  • кабель массы с пластиной;
  • пистолет с клеммами для подсоединения силовой и управляющей цепи и резьбовым соединением для электродов;
  • комплект электродов, оснастки и расходных элементов.

Рихтовка с помощью споттера происходит в следующем порядке:

  1. Зачистка поверхности вмятины.
  2. Приварка вне рабочей зоны пластины кабеля массы.
  3. Установка в пистолет электрода и зажим в него крепежа (кольцо, гвоздь).
  4. Приварка коротким импульсом крепежа к месту вытяжки.
  5. Вытягивание на себя вручную или с помощью приспособлений вмятины в кузовной детали.
  6. Отваривание крепежа от поверхности металла.

Параметры, от которых зависит цена споттера

Огромную роль в цене споттера играют параметры, которые обозначают потребляемую им силу тока, общие качества производительности и функциональности. Чем выше каждый из перечисленных параметров, тем больше и цена аппарата. Таким образом, перед покупкой следует определиться с объемом работ, для которых понадобится оборудование. Если предполагаются разовые мелкие работы, то не следует раскошеливаться на профессиональное оборудование. Если же предполагается постоянное оказание квалифицированных услуг с помощью данного инструмента (например, в рамках работы СТО), то стоит озаботиться приобретением мощной аппаратуры.

Среди существенных факторов цены можно установить следующую тенденцию:

  • Трансформаторные модели более дешевы и более надежны, но инструменты с инверторным типом преобразователя отлично показывают себя в точечной сварке;
  • Модели с повышенной мощностью предназначены для сварки по точкам и применяются для более прочных деталей. Стандартной мощности будет вполне достаточно для рихтования единичных элементов корпуса;
  • Наибольшую цену имеют инструменты с двусторонней сваркой, к тому же она выполняется посредством специальных клещей, которые раскладываются с обратной стороны и мгновенно создают зацеп.

Аппарат для точечной сварки своими руками

Сварочный аппарат действует на принципах закона Ленца — Джуоля: электрический ток, проходя по проводнику, выделяет тепло, которое напрямую равно квадрату тока, времени и сопротивлению проводника. Это означает что при силе тока в 1000 А, на тонких проводах и плохо сделанных соединениях, потери будут в 10000 раз больше, чем при 10 А.

Трансформатор

Основной элемент любого оборудования для точечной сварки — силовой, с повышенным эффектом трансформации (для получения нормального сварочного тока). Его можно взять в мощной микроволновке (от 1 кВт и выше), он питает магнетрон. Удобен своей доступностью и хорошими характеристиками. Показателей трансформатора хватит для точечной сварки стальных листов в 1 мм. Для получения большей мощности используют 2 и более детали.

Показатели таких трансформаторов составляют до 2000 В (в микроволновке оно удваивается перед подачей на магнетрон), не стоит их подключать в сеть и измерять выходные характеристики. Из этой детали нам понадобится первичная обмотка (в которой толще провод и меньше витков) и магнитопровод.

Провода срезаются стамеской или ножовкой (если он сварен, а не склеен), или выковыривается и высверливается (при очень плотной набивки обмотки, когда выбивание всё разрушит). При удалении проводов вторичной обмотки старайтесь действовать аккуратно, чтобы не повредить первичную обмотку. В трансформаторе также бывают шунты, которые ограничивают ток, их тоже нужно срезать.

После аккуратного извлечения нужных элементов, вторичная обмотка трансформатора обновляется. Для достижения показателей тока в 1000 А нужно использовать медный кабель с толщиной сечения в 100 мм² и более. Это может быть пучок или многожильный провод. Если внешняя изоляция мешает получить нужное количество витков, то её удаляют и заменяют на тканевую изоленту. Провода должны быть как можно меньшей длины, чтобы не было ненужного сопротивления.

сделайте больше витков, так вы повысите показатели мощности

Например, если у вас есть 2 трансформатора мощностью 0,5 кВт, с входным напряжением 220 В, при номинальном токе 250 А и выходным напряжением 2В. Соединив выводы вторичных и первичных обмоток, получим прибор, в котором номинальное напряжении в 2 В, выходной ток — 500 А (ток сварки также удвоится).

При создании устройства, во вторичных цепях устройства должны использоваться электроды. То есть при задействовании трансформаторов по 0,5 кВт, их связывают вместе проводами с диаметром 1 см, а концы к электроду. Если допустить ошибку при подключении выводов вторичной и первичной обмотки, это приведёт к короткому замыканию.

Когда используете два мощных трансформатора и вам нужно увеличить напряжение, но размер окна магнетрона не позволяет добавить необходимое количество витков провода, для этого вторичные обмотки соединяются последовательно. Необходимо согласовывать направление витков, иначе можно получит противофазу, что приведёт к выходному напряжению равному нулю (чтобы правильно понять этот момент проведите эксперимент с тонкими поводами).

На первичные обмотки трансформаторов

Первый случай свидетельствует о том, что цепи первичной и вторичной обмотки соединены вместе разноимёнными выводами (напряжение на первичной обмотке равно половине входного, которое преобразуется во вторичной обмотке, где оно суммируется и даёт двойное значение). Нулевое значение вольтметра показывает, значение напряжения на вторичных обмотках противоположны, это значит что одна из пар обмоток соединена одноимённым выводом.

Чтобы увеличить показатели у своего аппарата точечной сварки, нужно соединить несколько трансформаторов, но они не должны превышать показатели сети, иначе при его использовании общее напряжение будет падать. Ограничитесь 1000–2000 А, для бытовых условий такой силы тока достаточно.

Электроды

Медные стержни используют в качестве электродов. Чем больше толщина тем лучше, но его диаметр не должен быть меньше показателей провода. Если у вас аппарат небольшой мощности, то подойдут жала от паяльника.

Чем меньше длина провода

При использовании обжима, площадь крепления получается гораздо меньше, что увеличивает потери.

Управление

На промышленных аппаратах она доходит до 100 кг

Выключатель подключается к цепи первичной обмотки, иначе он будет добавлять сопротивления, а его контакты при работе расплавятся.

Если вы используете рычажный механизм прижима, то кнопку выключения монтируйте на нём. Очень удобно одной рукой давить на рычаг и управлять работой. Вторая рука контролирует сварку деталей.

Главное отличие и технические параметры

Большинство моделей представлены в одном и том же виде:

  • Устройство при помощи которого происходит процесс контактной сварки;
  • Кабель для заземления;
  • Провод, на который подается ток, его прикрепляют к концу сварочного пистолета – главный элемент.

Для большей эффективности пистолет может оснащаться различными насадками, так пользователь сможет без проблем произвести любой ремонт.

На передней панели присутствуют органы управления, которые дают возможность настроить инструмент по мощности и силе тока, что очень полезно для работы с некоторыми деталями. Современные модели обладают информативным экраном, которые дает возможность видеть текущие технические параметры, что позволяет держать процесс под контролем.

Комплектующие для самодельного споттера

Конечно, выправлять такие участки кузова можно и при помощи полуавтомата, путем приварки петель или шайб, но в таком случае выпаливается тонкий металл. На лицевой части выправляемого участка остаются шишки из наплавленного металла, которые потом приходится долго удалять при помощи шлифовальной машинки. Подобных сложностей можно избежать, если использовать споттер (подойдет даже тот, который вы сделаете своими руками из аккумулятора).

Чтобы не тратиться на приобретение дорогостоящего заводского оборудования, а изготовить недорогой, но эффективный аккумуляторный споттер, вам понадобятся следующие комплектующие:

  • источник питания – аккумулятор;
  • реле втягивающего типа;
  • кнопка включения;
  • соединительные провода;
  • сменные насадки, лифтер, обратный молоток и ряд других приспособлений.

Схема споттера из аккумулятора и втягивающего реле

Аккумулятор для самодельного споттера должен быть емкостью не ниже 60 Ач. Для этого можно использовать даже старое устройство, которое уже не справляется с запуском автомобиля. Вообще, чем выше будет емкость аккумулятора, тем эффективнее будет работать ваш споттер.

Втягивающее реле, которое должно быть разборным, необходимо для того, чтобы обеспечить подачу импульса тока к электроду при нажатии кнопки включения. В качестве такого элемента можно использовать реле от стартера автомобиля (к примеру, от ВАЗ). Разборным такое устройство должно быть для того, чтобы в нем регулярно можно было чистить пятаки. Прежде чем комплектовать таким реле свой споттер, его необходимо разобрать и укоротить его внутреннюю часть

Затем надо завальцевать внутреннюю часть реле, обращая внимание на то, чтобы шток из него не вылетал. После этого втягивающее реле для вашего споттера готово к работе

Кнопку, которая управляет подачей импульса на электрод устройства, можно установить на пистолете или зафиксировать на кабеле. Что касается рукоятки для споттера, ее тоже можно сделать самостоятельно, выпилив из толстой фанеры. Такой рукояткой будет удобно манипулировать в процессе выполнения работ.

Кнопка подключается в цепь, которая соединяет плюсовой контакт аккумулятора с управляющим контактом втягивающего реле. Для информации: в автомобиле такой контакт соединен с замком зажигания

Выбирая кнопку для самодельного споттера, важно обращать внимание на то, чтобы она выдерживала ток силой до 5–7 А

Особенности использования споттера

Споттер использует технологию сварки сопротивлением. Вся система управления оборудованием осуществляется благодаря встроенному многофункциональному микропроцессору, к которому подключено регулятор настроек.

По сути, агрегат является один из видов классического сварочного аппарата. Главным отличием считается то, что импульс сварочного тока возникает за счет имеющегося разряда большой емкости, который действует в течение минимального периода, причем настолько маленького, что лакокрасочное покрытие с обратной стороны не успевает обгорать.

Правила работы с самодельным агрегатом

Управлять прибором достаточно просто. Необходимо придерживаться такой последовательности действий:

  1. Зачистить дефектный участок.
  2. Подсоединить к устройству заземляющий контакт.
  3. Приступить к выравниванию глубоких выбоин с помощью простых приспособлений.
  4. Сделать «слепок» ровной части кузова.
  5. Подготовить место для работы обратного молотка.
  6. Закрепить крючки сваркой, захватить крепеж гребенкой и постепенно вытянуть место с деформацией.
  7. Обработать поверхность споттером с навариванием небольших заклепок.

При работе с устройством следует соблюдать несколько правил безопасности:

  1. Предварительно осмотреть и очистить все детали оборудования.
  2. Убедиться в надежности изоляционного слоя на проводах.
  3. Провести зачистку дефектного кузовного элемента.
  4. Позаботиться о заземлении прибора.


При работе с устройством нужно убедиться в надежности изоляции на проводах.

Особенности рихтовки

Рассмотрим, что такое споттер для рихтовки и как им пользоваться. Принцип устранения повреждений одинаков для вмятин не зависимо от их величины:

  1. Очистка и подготовка мест ремонта.
  2. Установка клеммы «земля».
  3. Фиксация наконечника электрода оснастки, либо расходной шайбы на вмятине.
  4. Вытягивание металла с помощью рычажных систем, пуллера, ударов обратного молотка, а также другими способами
  5. Последующая отделка.

Для небольших вмятин достаточно рычажного пуллера. С его помощью повреждение устраняют в один прием. Вмятины, занимающие большую площадь, имеющие сложную форму рихтуют с помощью обратного молотка.

Устранение серьезных повреждений, например глубоких продольных вмятин, требует применения дополнительных расходных изделий.

Что такое споттер и можно ли его сделать своими руками

Споттер, выполненный своими руками, чаще всего используется для рихтовки авто и выравнивания вмятин на металле. Такое оборудование очень любят мастера на СТО, так как в процессе правки кузова нет необходимости демонтировать крыло или дверь автомобиля. Все работы можно провести непосредственно на внешней части обшивки. Особенно удобно работать прибором в тех местах, к которым подобраться сложно.


Во время работы прибор выдаёт разряд, металл нагревается, в точке касания и происходит сварка.

Сварка споттером не оставляет глубоких следов и после выравнивания легко удаляется болгаркой.

Дело в том, что нагрев и остывание в точке касания происходят настолько быстро, что металл не успевает окислиться и вступить в реакцию. Причем самодельные модели можно настроить таким образом, чтобы сила тока, и время воздействия можно было менять в зависимости то того, какой толщины металл необходимо обработать.


Споттер состоит из следующих элементов: 1 – обратный молоток, 2 – корпус, где расположены блок питания и блок управления, 3 – крюк, 4 – электроды, 5 – пистолет.

Статья по теме:

Какой сварочный аппарат инвертор лучше для дома и дачи. Виды устройств, достоинства и недостатки и обзор популярных моделей – в нашей публикации.

От корпуса аппарата исходит два кабеля: масса и рабочий провод с пистолетом. Пистолет — это то, чем оперирует сварщик в своих руках.

Технология работы следующая: Масса фиксируется на кузов автомобиля, с которого предварительно снят аккумулятор. Пистолет запускает подачу тока. После нажатия на курок происходит разряд, который плавит металл. Одномоментно, либо до этого этапа мастер обратным молотком выбивает небольшие «холмики», на которые споттером подается разряд. Они в последствии зачищаются, тем самым металл утолщается и получает необходимые форму и прочность.

К сведению! Действие споттера основано на таком физическом явлении, как токовое сопротивление. При этом применение привычных сварочных материалов (плавящихся электродов, сварочных проволок и других) не требуется.

Как работать споттером

Чтобы освоить этот агрегат, существует много вспомогательных видео в сети. Работающий споттер прост в технологии выполнения контактного соединения и не требует одевания маски сварщика в большинстве случаев.

Для начала работы необходимо зачистить вмятую поверхность. После этого устанавливается масса, которая крепится зажимом, специальной прищепкой или приваривается контактом. В зависимости от типа повреждения, глубины вминания основного металла, и охватываемой площади, к поверхности можно приварить:

  • одну или несколько шайб;
  • ряд крюков;
  • волнообразную проволоку;
  • шпильки;
  • торец с насадкой от обратного молотка.

Устранение маленьких вмятин

Самый обычный способ сварки споттером — при помощи обратного молотка. Так устраняется большинство повреждений. Для этого необходимо прихватить торец инструмента к вмятине и выполнить легкое постукивание внутренней ручкой-тяжеловесом. Для равномерного возвращения формы поверхности, эту операцию следует производить по всей площади вмятины, с отступом от предыдущей точки 5-8 мм. Поэтапное натягивание позволяет плавно вернуть металл в исходную плоскость. Единственный дефект — это небольшие следы от контактов, которые устраняются зачистной машинкой.

Работа с серьезными повреждениями

Чтобы устранить линейные вмятины или полукруглые вогнутости, охватывающие площадь в 100 мм и более, разработаны приспособления, способные воздействовать не точечно, а на протяжении длинного участка. В зависимости от удобства и доступности можно приварить крюки, шпильки или волнистую проволоку. Фиксация приспособления происходит по всей длине повреждения. К ним, при помощи связки крюков, подсоединяется обратный молоток. Выравнивание плоскости выполняется за счет равномерного воздействия по всей длине повреждений.

Для устранения следов от ударов об большие предметы применяют обратные присоски, которые возвращают сразу значительную часть металла на место. А уже мелкие ямки дорабатывают обычным способом. Если при ударе образовались загибы корпуса, создавшие новые «ребра жесткости»и мешающие восстановлению прежней формы, то используются угольные электроды, разогревающие проблемное место, и снимающие напряжение с участка металла. После этого работать гораздо легче.

Споттером можно сваривать между собой пластины металла. Это может понадобиться при фиксации полос порога и других элементов. Преимущества сварки в том, что отсутствует перегрев материала, и нет деформаций. Последующая зачистка минимальна.

Шайбы для споттера из чего сделать

Споттер – популярный у авторемонтников-кузовщиков аппарат, позволяющий выправлять вмятины на кузовных деталях автомобилей, подобраться к которым с обратной стороны затруднительно или невозможно без серьезной разборки. С помощью споттера методом точечной сварки к поврежденному участку приваривается крепежный элемент, за который и вытягивается вмятина. Споттеры промышленного изготовления широко представлены на рынке. Достаточно опытный мастер вполне может сделать споттер своими руками.

Споттер и его устройство

Споттер (spotter) – это аппарат для точечной сварки (tack welding). Действие его основано на явлении токового сопротивления. При пропускании электрического тока через точку сварки выделяется большое количество тепла, металл заготовок нагревается до температуры пластичности и заготовки свариваются друг с другом в этой точке. При этом применения сварочных материалов — плавящихся электродов, сварочной проволоки, флюсов и защитных газов не требуется. Нагрев (и остывание) происходят настолько быстро, что нагретый металл не успевает прореагировать с кислородом воздуха и окислиться.

Споттер состоит из следующих основных частей:

  • корпус, в котором размещены электрические компоненты;
  • кабель массы;
  • сварочный пистолет с кабелем;
  • остро заточенный электрод.

Применяются две основных конструкции споттеров: трансформаторная и инверторная.

Трансформаторный вариант вполне можно сделать своими руками. Инверторный включает в себят высокотехнологичные электронные компоненты, которые в условиях домашней мастерской изготовить проблематично.

Особенности применения споттера

Основные области применения устройства это:

  • сварка тонкостенных деталей;
  • рихтовка кузовных деталей без разборки корпуса или обивки.

Споттер чрезвычайно удобен там, где доступ к элементу с вмятиной невозможен или весьма затруднен. К элементу приваривается специальный крепеж, за который с помощью обратного молотка, талей или гидравлических домкратов и исправляется вмятина. У споттера также есть режим нагрева элемента для повышения его пластичности, в результате помятый металл возвращается в свою начальную форму.

Как работает споттер

К поврежденному участку, в центре вмятины точечной сваркой приваривается крепежный элемент. К нему крепится шток обратного молотка, опирающегося на корпус за пределами вмятины. Устройство тянет за шток, имитируя удар киянки с обратной стороны металла, куда нет доступа, и вмятина выправляется.

Сделанный своими руками споттер должен иметь два основных режима работы:

  • кратковременный, служащий для прикрепления ремонтной шайбы к поврежденному участку;
  • постоянный — служащий для обычной точечной сварки угольным электродом.

Преимущества такого метода правки вмятин:

  • Минимальные сопутствующие повреждения, наносимые корпусу и автомобилю в целом.
  • Быстрота исправления повреждений по сравнению с частичной разборкой автомобиля.

Чтобы в полной мере получить эффект от этих преимуществ, важно при исправлении повреждений своими руками точно соблюдать требования технологии

Функциональность споттеров серийных моделей

Прежде чем проектировать и изготавливать споттер своими руками, полезно будет изучить функциональность промышленных моделей. Они выполняют:

  • сварку ремонтных шайб;
  • сварку стержня, выправляющего вмятины тягой;
  • нагрев металла для его осадки с помощью графитовых электродов;
  • систему вентиляции и защиты от перегрева с включением после остывания.
  • переключение между режимами постоянной работы для нагрева и кратковременным режимом для сварки

Аппараты из магазина отличаются надежностью и несложны в использовании и обслуживании. Специальная подготовка оператора такого аппарата не требуется, достаточно общих навыков сварочных и слесарных работ.

Характеристики споттеров выпускаемых серийно

Основные характеристики следующие:

  • Параметры сети электропитания — 220 В 50 Гц.
  • Потребляемая мощность — до 10 киловатт.
  • Пиковый ток сварки — 1300 А.
  • Напряжение в рабочей цепи — от 7 до 10 В.
  • Длительность импульса, задаваемая таймером — от 0 до 1,2 сек.
  • Переключение между режимами сварки и прогрева.
  • Тяговое усилие с применением металлического электрода — до 100 кг.
  • То же для монтажной шайбы — более 100 кг.

Как управлять трансформатором для споттера?

Контактная сварка нуждается в коротком импульсе напряжения. Соответственно, сделанный своими руками споттер из сварочного аппарата требует специальной схемы управления. Поскольку сварочный ток имеет большую величину, коммутировать выходное напряжение напрямую не выйдет. Управление выполняется посредством подачи на первичную обмотку напряжения. Данная схема неудобна тем, что кнопка коммутирует прямо на сетевое напряжение, что может вызвать опасение.

Также размыкание контактов провоцирует образование сильной искры. Если вместо кнопки будет установлено втягивающее стартерное реле, которое можно будет включать кнопочным способом, это будет более безопасно и удобно. Можно применять разные комбинации разных автомобильных реле и мощных пускателей. Реле управляется посредством напряжения в 12 В, а контакты будут управлять контактором.

Такие способы управления трансформатором для споттера не позволят наверняка выдержать требуемый временной промежуток работы, и работать с его помощью можно будет лишь с течением времени. Если у вас есть более серьезные навыки сборки своими руками подобных приспособлений, то можете попробовать сделать более совершенную схему.

А в такой схеме трансформаторная первичная обмотка будет управляться тиристором. Он включается с помощи напряжения на управляющий электрод. При отпущенной кнопке конденсатор будет заряжаться от трансформатора посредством диодного моста. При нажатии ее конденсатор посредством резистора будет разряжаться на управляющий электрод тиристора. А время его включенного состояния будет зависеть напрямую от периода разряда конденсатора, его можно регулировать посредством подстройки переменного резистора. Для последующего включения споттера кнопку нужно будет отпустить и нажать снова.

Как выбрать аппарат для точечной сварки

Не только цена и финансовые возможности решают, какой аппарат контактной сварки купить. Многое зависит от целей, сферы применения, а также технических эксплуатационных характеристик. Мы ознакомились с рекомендациями опытных мастеров, после чего обозначили первостепенные критерии – режим воздействия, максимально возможный сварочный ток, толщина металлов, способ управления, а также потребляемая мощность.

Режим воздействия

Современные модели работают по двум режимам воздействия на заготовки, детали:

  • Односторонний режим. Он присущ больше споттерам, что оснащены пистолетом со штангой, обратным молотком с электродом на торце. Для сварки нужно прихватиться этой деталью к поверхности, выполнять обратные удары, чтобы вытянуть металл. Этот метод целесообразный, если воздействие производится в труднодоступных местах, а также при взаимодействии с крупными изделиями.
  • Двусторонний режим. Этот способ уместен, если необходимо соединить металл внахлест. С такой задачей справятся клещи, обхватывающие участок с двух сторон. Удаленность точек будет зависеть от вылета консолей, обычно это 12-50 см. Подвижной бывает верхняя консоль, ее опускают путем прижима с одновременным разогревом.

Максимальный сварочный ток

Возможности оборудования напрямую зависят от границы сварочного тока. Например, если аппарат выдает 3000 А, общее сечение сможет соединить детали толщиной 3 мм. Если параметр повышен до 6000 А, в таком случае «сшивают» сталь 4-5 мм. Такие возможности демонстрируют бытовые модели, для промышленных целей созданы усиленное оборудование 10000-16000 А, что соответствует суммарной толщине 9 мм.

Толщина свариваемых металлов

Такой критерий также нельзя не учитывать при выборе сварочного оборудования. Если в инструкции указано, что клещи или споттер сцепит листы толщиной 3 мм, то работа с более широкими поверхностями будет некачественной. Обозначается параметр двумя способами – суммарный (например, 6 мм) или раздельный (3+3 мм). Промышленные версии способны одновременно скреплять 3 листа, тогда параметр будет 3+3+3 мм.

Способ управления

Бытовые задачи с легкостью решит упрощенная модель с ручным способом управления. Бюджетные товары не предусматривают настройки силы тока, действуя всегда на максимуме. С клещами оператору нужно будет самостоятельно сдавливать консоли, контролируя соприкосновение электродов.

Современные, промышленные конструкции оснащены синергичным микропроцессорным способом управления. Для этого предусмотрена цифровая панель, где мастер указывает тип соединения, толщину изделия. Умная система самостоятельно подбирает оптимальный режим, в нужное время подает и отключает ток. Остается только к ножному месту подносить электроды.

Мощность

Показатель мощности подбирается с учетом поверхностей, которые будут обрабатываться. Тугоплавкие металлы требуют устройство, на котором можно регулировать ток в большом диапазоне. Для обычного металла подойдет стандартный вариант точечной сварки. Параметр в пределах 5 кВт выдержит однофазное напряжение, все, что свыше требует дополнительных мер или сети 380 В.

Классификация оборудования

Изучая вопрос о том, как выбрать споттер, необходимо помнить, что на российском рынке представлено несколько его видов, среди которых:

  • инверторный;
  • трансформаторный.

В зависимости от типа проведения ремонтных работ, сварочное оборудование условно разделяется на несколько подгрупп, в частности:

  • для проведения работ по рихтованию кузова и отдельных частей транспортного средства. Отличительной особенностью такой модели считается компактность и удобство держать в руке. В базовую комплектацию дополнительно входит обратный молоток и набор многочисленных насадок;
  • для выполнения контактной сварки кузовных панелей с дополнительным использованием клещей. Как правило, такие модели обладают небольшим запасом мощности, однако показывают эффективную производительность. Недостатком считается ограниченная сфера деятельности.

Споттеры, которые представлены на рынке могут быть:

  • однофазными – работают от сети 220 В;
  • трехфазными – питание осуществляется от сети 380 В.

В базовую комплектацию входит:

  • споттер;
  • различные крепежные элементы;
  • обратный молоток;
  • клещи – как правило, производитель отдает предпочтение пневматическим.

Необходимо помнить, что в случае необходимости, любые дополнительные приспособления можно приобрести в любом строительном магазине. Настоятельно рекомендуется не экономить и приобрести качественную модель, которая обладает не только хорошими техническими характеристиками, но и долгим сроком эксплуатации. Это позволит в дальнейшем сэкономить на сервисном обслуживании.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий