Бензиновый керноотборник. контроль качества асфальтобетона

Испытание асфальтобетона из смесителя

Готовые асфальтобетонные смеси также проходят проверки. Качественные лабораторные испытания асфальта, взятого из смесителя на производственной линии, проводятся по соответствующему стандарту. Произведенный материал оценивается по ГОСТ 128-98. Определение зернового состава асфальтобетонной смеси осуществляется методом выжигания

Испытания кернов и вырубок также важно для полноценного строительства дорожного полотна. На качество устройства покрытий дорог влияет и определение показателей сдвигоустойчивости

Эти виды проверок проводят по ГОСТ 12801-98.

Испытание ЩМА в лабораторных условиях

Проверок качества грунта, асфальтобетонных смесей, их составляющих, других веществ и материалов множество. Испытание ЩМА является одним из основных и проводится в соответствии с ГОСТ 31015-2002. Стоимость каждого вида работ указана с учетом НДС. АБЗ Линт гарантирует качество выполняемых лабораторных исследований. Для забора проб грунта выезжает специальная мобильная бригада с необходимым оборудованием на базе автомобиля типа «минивен». В помещениях стационарной лаборатории размещены современные приборы для анализов и испытаний разных материалов. Наши лаборанты являются специалистам, обладающими необходимой квалификацией и опытом работы. Клиенты завода могут заказать комплексные исследования или отдельные виды испытаний. Стоимость работ конкурентная наряду с высоким качеством исполнения это гарантирует хороший результат лабораторных анализов на приемлемых условиях. В лаборатории нашего завода достаточно материальных средств для решения сложных задач с целью исследования асфальтов на соответствие стандартам! Керн (в дорожном строительстве) — образец асфальтобетона, цементобетона или другого материала, имеющий цилиндрическую форму и извлекаемый из одного или нескольких слоев дорожной конструкции путем бурения. Отбор кернов осуществляется с целью контроля качества работ по асфальтированию, а также определения физико-механических характеристик асфальтобетона (толщины асфальтированного слоя, степени уплотнения и т.д.). Альтернативным способом отбора проб в асфальтированном покрытии является получение вырубок. Вырубки, в отличие от кернов, имеют не цилиндрическую, а параллелепипедную или кубическую форму.

Пикнометрический способ определения плотности асфальта. В чем его сущность?

Данный метод вполне применим, ведь он регламентируется ГОСТом. Метод испытания асфальтобетона требует измельчения проб (кернов) покрытия до определенных размеров. Далее, при помощи высокоточных электронных весов необходимо получить две пробы массой 100 г. Погрешность при этом не должна превышать одной сотой грамма.

Полученная смесь помещается в стеклянную колбу с известными характеристиками (масса, вес, объем и так далее). Колба заполняется водой примерно на одну треть. Полученную смесь необходимо тщательно перемешать путем взбалтывания в руках, после чего проводится ряд манипуляций.

Каким должен быть качественный асфальт?

Первый этап создания асфальтобетона — приготовление смеси. От верных пропорций, особенной рецептуры, технологий приготовления и укладки зависит качество материла. Производством смесей занимаются сертифицированные предприятия, на которых каждый этап приготовления отслеживается и фиксируется. Следующий этап — укладка асфальта. Если компания, которая ведет дорожные работы, неправильно транспортировала материал (в несоответствующей температуре), качество ухудшается.

Качественный асфальт:

  • минимально пружинит;
  • разметка не стирается и легко наносится;
  • прочный и надежный;
  • обладает водоотталкивающими свойствами;
  • ровность ;
  • имеет акт качества и гарантии от производителя.

Испытание асфальтобетона из смесителя

Готовые асфальтобетонные смеси также проходят проверки. Качественные лабораторные испытания асфальта, взятого из смесителя на производственной линии, проводятся по соответствующему стандарту. Произведенный материал оценивается по ГОСТ 128-98. Определение зернового состава асфальтобетонной смеси осуществляется методом выжигания

Испытания кернов и вырубок также важно для полноценного строительства дорожного полотна. На качество устройства покрытий дорог влияет и определение показателей сдвигоустойчивости. Эти виды проверок проводят по ГОСТ 12801-98

Эти виды проверок проводят по ГОСТ 12801-98.

Испытание ЩМА в лабораторных условиях

Проверок качества грунта, асфальтобетонных смесей, их составляющих, других веществ и материалов множество. Испытание ЩМА является одним из основных и проводится в соответствии с ГОСТ 31015-2002. Стоимость каждого вида работ указана с учетом НДС. АБЗ Линт гарантирует качество выполняемых лабораторных исследований. Для забора проб грунта выезжает специальная мобильная бригада с необходимым оборудованием на базе автомобиля типа «минивен». В помещениях стационарной лаборатории размещены современные приборы для анализов и испытаний разных материалов. Наши лаборанты являются специалистам, обладающими необходимой квалификацией и опытом работы. Клиенты завода могут заказать комплексные исследования или отдельные виды испытаний. Стоимость работ конкурентная наряду с высоким качеством исполнения это гарантирует хороший результат лабораторных анализов на приемлемых условиях. В лаборатории нашего завода достаточно материальных средств для решения сложных задач с целью исследования асфальтов на соответствие стандартам! Керн (в дорожном строительстве) — образец асфальтобетона, цементобетона или другого материала, имеющий цилиндрическую форму и извлекаемый из одного или нескольких слоев дорожной конструкции путем бурения. Отбор кернов осуществляется с целью контроля качества работ по асфальтированию, а также определения физико-механических характеристик асфальтобетона (толщины асфальтированного слоя, степени уплотнения и т.д.). Альтернативным способом отбора проб в асфальтированном покрытии является получение вырубок. Вырубки, в отличие от кернов, имеют не цилиндрическую, а параллелепипедную или кубическую форму.

Испытание асфальтобетона из смесителя

Готовые асфальтобетонные смеси также проходят проверки. Качественные лабораторные испытания асфальта, взятого из смесителя на производственной линии, проводятся по соответствующему стандарту. Произведенный материал оценивается по ГОСТ 128-98. Определение зернового состава асфальтобетонной смеси осуществляется методом выжигания

Испытания кернов и вырубок также важно для полноценного строительства дорожного полотна. На качество устройства покрытий дорог влияет и определение показателей сдвигоустойчивости

Эти виды проверок проводят по ГОСТ 12801-98.

Испытание ЩМА в лабораторных условиях

Проверок качества грунта, асфальтобетонных смесей, их составляющих, других веществ и материалов множество. Испытание ЩМА является одним из основных и проводится в соответствии с ГОСТ 31015-2002. Стоимость каждого вида работ указана с учетом НДС. АБЗ Линт гарантирует качество выполняемых лабораторных исследований. Для забора проб грунта выезжает специальная мобильная бригада с необходимым оборудованием на базе автомобиля типа «минивен». В помещениях стационарной лаборатории размещены современные приборы для анализов и испытаний разных материалов. Наши лаборанты являются специалистам, обладающими необходимой квалификацией и опытом работы. Клиенты завода могут заказать комплексные исследования или отдельные виды испытаний. Стоимость работ конкурентная наряду с высоким качеством исполнения это гарантирует хороший результат лабораторных анализов на приемлемых условиях. В лаборатории нашего завода достаточно материальных средств для решения сложных задач с целью исследования асфальтов на соответствие стандартам! Керн (в дорожном строительстве) — образец асфальтобетона, цементобетона или другого материала, имеющий цилиндрическую форму и извлекаемый из одного или нескольких слоев дорожной конструкции путем бурения. Отбор кернов осуществляется с целью контроля качества работ по асфальтированию, а также определения физико-механических характеристик асфальтобетона (толщины асфальтированного слоя, степени уплотнения и т.д.). Альтернативным способом отбора проб в асфальтированном покрытии является получение вырубок. Вырубки, в отличие от кернов, имеют не цилиндрическую, а параллелепипедную или кубическую форму.

Характеристики асфальтобетона

Экспертиза асфальтобетона, контроль асфальта и последующий протокол покажут качество асфальтового покрытия. Основные составляющие такого материала — это щебень, песок, битум и минеральный порошок. Асфальтобетон имеет вид уплотнённой смеси. Одно из прямых предназначений — это обустройство и укладка дорожных и других полотен.

Асфальтобетон характеризуется:

  • видом крупного заполнителя (может быть преобладание щебня, гравия или песка);
  • уровнем твёрдости и вязкости битумов;
  • размером гранул щебня/гравия;
  • основным назначением.

Для чего применяется и почему нужны лабораторные испытания асфальтобетона и дорожного полотна? У каждого типа есть своё назначение. Дорожными покрывают магистральные улицы, тротуары и проезды. Аэродромными обустраивают и производят укладку взлётно-посадочных полос и площадок. Промышленными асфальтобетонами устилают гаражи и кровли промышленных сооружений. Существуют также декоративные. Их используют, чтобы декорировать городские площади, покрыть разделительные полосы.

Каким должен быть качественный асфальт?

Первый этап создания асфальтобетона – приготовление смеси. От верных пропорций, особенной рецептуры, технологий приготовления и укладки зависит качество материла. Производством смесей занимаются сертифицированные предприятия, на которых каждый этап приготовления отслеживается и фиксируется. Следующий этап – укладка асфальта. Если компания, которая ведет дорожные работы, неправильно транспортировала материал (в несоответствующей температуре), качество ухудшается.

Качественный асфальт:

  • минимально пружинит;
  • разметка не стирается и легко наносится;
  • прочный и надежный;
  • обладает водоотталкивающими свойствами;
  • ровность асфальтобетонного покрытия;
  • имеет акт качества и гарантии от производителя.

Лабораторные испытания керна

Перед началом лабораторных испытаний нижняя часть керна обязательно отпиливается. Это необходимо для того, чтобы удалить остатки битума на нижней поверхности образца, нанесенной розливом битума («подгрунтовкой»). Толщина отпиливания должна составлять 5–10 мм в зависимости от толщины и текстуры нижней части вырубки.

Также перед испытанием керны высушивают до постоянной массы при температуре не более 50 °С. Каждое последующее взвешивание проводят после высушивания в течение не менее 1 часа и охлаждения при комнатной температуре не менее 30 минут. Масса образца определяется взвешиванием на весах.

В результате лабораторных исследований керна определяют:

  • толщину уплотненного слоя дорожного покрытия и/или дорожного основания;
  • среднюю плотность асфальтобетона;
  • прочность при расколе;
  • степень сцепления между слоями.

После проведения основных испытаний керны могут переформовываться. Переформованием керна называется его разогревание на песчаной бане или в термошкафу, последующее измельчение ложкой или шпателем и повторное создание образца цилиндрической формы. Путем исследования переформованных кернов определяются следующие показатели:

  • зерновой состава минеральной части смеси (методом выжигания вяжущего);
  • предел прочности при сжатии при температуре 20 °С и 50 °С;
  • прочность на растяжение (требуется для прогнозирования устойчивости асфальтированного покрытия к появлению усталостных и температурных трещин);
  • водостойкость;
  • водонасыщение;
  • коэффициент уплотнения смеси (определяется как отношение средней плотности керна к средней плотности переформованного образца).

Следует иметь в виду, что доверительная вероятность оценки показателей свойств асфальтобетона определяемых по переформованным из керна образцам значительно ниже, чем по образцам, изготовленным из смесей, в связи с чем результаты испытания переформованных образцов не могут дать объективной оценки, которая могла бы служить браковочным признаком. В связи с этим, количество кернов, отбираемых из асфальтированного покрытия, и количество повторных испытаний, для каждого конкретного случая следует рассматривать отдельно, при этом для обоснования брака следует привлекать методы статистики.

От качества асфальтобетона зависит надежность, устойчивость конструкций и, что наиболее важно — человеческая жизнь. Асфальт применяют в дорожном строительстве, укладке пола промышленных зданий, аэродромном покрытии и т.д

Качество асфальтовой смеси, а также непосредственное ее использование — решающие факторы. Качество бетона зависит от целого ряда факторов:

  • климатические условия;
  • конструкция дорожного полотна;
  • свойства материалов для смеси;
  • интенсивность дорожного движения на конкретной части дороги;
  • производится ли контроль над текущем состоянием (проводится ли рециклинг).

Перед использованием асфальтобетон должен пройти некоторые тесты на устойчивость, водостойкость, износостойкость и прочее. Подобный отбор проводит специализированная лаборатория, которая сможет, в случае успешного прохождения, предоставить гарантии на материал.

Лабораторная проверка асфальтобетона

Сказать по-простому: асфальтобетон прошедший проверку в лаборатории будет служить долго, если же результаты проверки отрицательные, то он может разрушиться в первый же год.

Вообще асфальт – оптимальный материал для дорожного строительства. Люди, по историческим меркам, за многие годы по таким показателям как цена, эффективность, практичность ему замены еще не нашли. Его преимущество, например, перед бетоном – в пластичности и способности, не ломаясь противостоять воздействию автотранспорта.

Несмотря на свою стойкость, асфальтобетон неизбежно теряет свои свойства в процессе эксплуатации. Помимо механических нагрузок от машин он само разрушается под совокупным воздействием: влаги, отрицательных температур воздуха и ультрафиолета.

Вот для противодействий этим факторам еще со времен Советского Союза в институтах и лабораториях выявили оптимальные зерновые составы асфальтобетонных смесей. Для них установили показатели физико-механических свойств в уплотненном виде, которые закрепили в официальных нормативах. На сегодняшний день эти нормативы актуализированы ГОСТ 9128-2013, по требованиям которых и проходит .

Причины преждевременного разрушения асфальтобетона

  1. Низкое качество самой асфальтобетонной смеси приготовленной непосредственно на заводе (АБЗ). В основном это бывает при нерациональном подборе минерального зернового состава и вяжущих минеральных компонентов. В итоге – не соблюдение пропорций или технологии производства;
  2. Низкое качество уплотнения асфальтобетонной смеси непосредственно на объекте по причинам:
  • выполнения асфальтирования при дождливой погоде или низкой температуре;
  • остывания смеси в процессе укладки;
  • недостаточной мощности дорожных катков и (или) малого количества проходов вальцами.

Польза лаборатории асфальта очевидна

ContentsИспытания асфальтобетона в лабораторииЛабораторная проверка асфальтобетонаПричины преждевременного разрушения асфальтобетонаПольза лаборатории …

Методы испытаний

Методы испытаний асфальтобетона позволяют исследовать отдельные компоненты, сформированную смесь и готовое покрытие.

Определение средней плотности

  • отобранный образец взвешивают в первоначальном виде;
  • погружают на 30 минут в воду;
  • взвешивают в жидкости;
  • достают, вытирают и вновь взвешивают.

Результат определяется как среднее арифметическое значений плотности, полученных при исследовании трех и более проб.

Истинная плотность

  • средний образец смеси или сформированный керн измельчают на фрагменты, размер которых соответствует величине максимального зерна асфальтобетона;
  • взвешивают полученную массу, помещают в колбу и заливают на 1/3 смесью дистиллированной воды и ПАВ;
  • емкость помещают в вакуумный шкаф с давлением до 2000Па на 30мин;
  • доводят уровень до первоначального, снижают давление до 1 атмосферы и оставляют еще на ½ часа;
  • взвешивают массу в воде.

Итоговый результат получают как среднее арифметическое 2 проб.

Водонасыщение

При определении водонасыщения проводят испытание кернов асфальтобетона, использовавшихся для определения средней плотности.

  • пробы заливают водой на 3см и более;
  • помещают емкость в шкаф с давлением 2000Па. Холодные смеси выдерживают 30 минут, теплые и горячие – 90 минут;
  • затем снижают давление до атмосферного и держат смесь еще ½ часа холодную и час – теплую;
  • материал достают из воды, вытирают и взвешивают.

Предел прочности

Используются образцы, проверявшиеся на водонасыщение.

  • горячая и теплая смесь выдерживается на водяной бане со льдом один час, холодные пробы – 2 часа на воздухе;
  • испытание проводят на прессе для асфальтобетона, принимая за разрушающую нагрузку максимальное показание измерителя силы.

Коэффициент водостойкости

Параметр показывает отношение сухого материала к подвергшемуся водонасыщению в течение 15 суток.

  • пробу взвешивают на воздухе и в воде;
  • насыщают образец водой в вакуум-приборе, переносят в емкость и выдерживают в воде при температуре 15оС в течение 15 суток;
  • пробу вытирают и испытывают на предел прочности.

Оценка сцепления битума

  • готовят два образца – контрольный и для испытаний;
  • помещают пробу в кипящий 15% раствор поваренной соли так, чтобы жидкость накрывала материал слоем 30-40мм;
  • вязкий битум выдерживают 30мин, жидкий – 3 минуты;
  • образец достают, очищают от соли и сушат на фильтровальной бумаге;
  • параметр измеряют после полного высыхания материала.

Также ГОСТом регламентируются испытания доли битума в смеси, гранулометрического состава каменного наполнителя и других параметров.

Подготовительные и основные работы в ходе испытаний кернов асфальтобетона

Выборка цилиндрических образцов осуществляется после проведения работ по уплотнению асфальтобетона (через 1–3 суток для горячих составов, или 15–30 для холодных). Для составления объективной картины необходимо провести не менее трех проб на каждом участке площадью 7000 квадратных метров (или протяженностью 1000 метров). Для отбора образцов подбирается участок, отстоящий от кромки полотна не менее чем на 50 см.

Выемка асфальтобетонных кернов для испытания производится на всю глубину покрытия с помощью специального керноотборника. Размеры образцов могут быть скорректированы исходя из фракции используемого в строительстве щебня. Вес пробы крупнозернистого асфальта может достигать 6 кг при диаметре 100 мм. Образец должен быть цельным, без видимых трещин.

По завершении отбора асфальтобетонные керны, подготовленные для испытания, маркируются и доставляются в лабораторию. Созданные выемки заполняются холодным составом.

Каким должен быть качественный асфальт?

Первый этап создания асфальтобетона – приготовление смеси. От верных пропорций, особенной рецептуры, технологий приготовления и укладки зависит качество материла. Производством смесей занимаются сертифицированные предприятия, на которых каждый этап приготовления отслеживается и фиксируется. Следующий этап – укладка асфальта. Если компания, которая ведет дорожные работы, неправильно транспортировала материал (в несоответствующей температуре), качество ухудшается.

Качественный асфальт:

  • минимально пружинит;
  • разметка не стирается и легко наносится;
  • прочный и надежный;
  • обладает водоотталкивающими свойствами;
  • ровность асфальтобетонного покрытия;
  • имеет акт качества и гарантии от производителя.

Подготовительные работы

Испытания асфальтобетона по ГОСТ проводятся в несколько этапов, первый из которых предполагает отбор образцов и их подготовку. С этого мы и начнем.

Отбор проб и приготовление смеси

При рассмотрении данного вопроса, мы будем руководствоваться требованиями ГОСТ 12801-84. В процессе подбора состава, смесь готовится в специальной лабораторной мешалке, которая оборудована устройством обогрева.

Песок, щебень и минеральный порошок предварительно высушивают, а после помещения в емкость — нагревают до определенной температуры. В последнюю очередь добавляется вяжущее, также в нагретом виде.

Температура, до которой следует нагревать материал, зависит от вида смеси (горячие, теплые, холодные). Она должна соответствовать значению, указанному в таблице 1.

Лабораторные испытания асфальтобетонного покрытия: требования к температуре нагрева сырья для смеси разного вида:

Вид асфальтобетонной смесиТемпература минерального сырьяТемпература вяжущегоТемпература смеси в процессе изготовления образца
Холодная100-12080-9018-22
Горячая100-11080-9090-100
Теплая120-130100-120120

Перемешивание сырья производится в течение 3-6 минут, точное время, как правило, устанавливают опытным путем. Смесь считают готовой в случае, если минеральный наполнитель полностью покрыт вяжущим и в растворе отсутствуют сгустки. На последнем этапе производится формовка.

Уплотнение будущих образцов, которые будут испытываться на прочность, набухание и водонасыщение, производят несколькими методами, которые зависят от процентного содержания щебня в растворе.

Варианта может быть два:

  • Содержание щебня – менее 35%. В этом случае прессование производят под давлением в 40 МПа;
  • В случае, если щебня – более 35%, уплотнение производят путем вибрирования, а в последующем при помощи прессования под давлением в 20 Мпа.

Уплотнение образца, взятого из холодной смеси, который будет в последующем испытан на слеживаемость, производят под значительно меньшим давлением, составляющим всего 0,5 Мпа. Образцы, отобранные из смеси, должны быть изготовлены в течение первых 30 минут.

При контроле качества готового покрытия, образцы изымают путем вырубки или высверливания. При этом применяют пневмомолоток (вырубка) или буровую установку (высверливание).

Изготовление образцов

Как уже говорилось выше, испытания физико-механических свойств асфальтобетона проводят на образцах цилиндрической формы, которые получают посредством уплотнения раствора в специальных формах. Также могут использоваться образцы-вырубки или керны.

Уплотнение прессованием производится следующим образом:

  • Пресс может быть механическим или гидравлическим. Он должен обеспечивать давление до 40 Мпа;
  • Пресс оборудуется специальным приспособлением, которое позволяет одновременно готовить 3 образца-цилиндра;
  • Формы располагаются в коробке, которая оборудована механизмом подогрева;
  • Для извлечения образцов подобное оборудование для испытания асфальтобетона оснащено упорным устройством;
  • В случае, если мощности пресса недостаточно для одновременного изготовления трех образцов, в нем располагают только одну форму;
  • Электродвигатель включают, давление доводят до 40 Мпа. На последнем этапе готовые образцы извлекаются.

Пресс для испытаний

Уплотнение посредством комбинированного метода подразумевает следующее:

  • Уплотнение производится при помощи вибрирование с последующим уплотнением;
  • Изготовление образцов происходит в одиночных формах;
  • Форма заполняется смесью и отправляется на виброплощадку, на которой закрепляется;
  • Вибрирование длится в течение примерно 3-х минут, затем образец отправляют на доуплотнение под давлением в 20 Мпа. Время воздействия – такое же;
  • При помощи выжимного устройства образец извлекают.

Виброплощадка для уплотнения асфальтобетона

Образцы, изготавливаемые их холодной смеси, которые будут в последующем проверены на слеживаемость, готовят следующим образом:

  • Смесь подогревается до температуры, указанной в таблице 1:
  • Раствор заливают в форму;
  • На верхний вкладыш устанавливается груз, способный обеспечить давление в 0,5 Мпа;
  • Время воздействия – те же 3 минуты;
  • В последующем образец выдерживают еще около четырех часов.

Размер образца и количество необходимой смеси также установлены ГОСТ и зависят от свойства, которое будет испытываться.

Определение параметра

Чтобы провести определение по нормам Государственного стандарта, необходимо брать образцы – керны – в трех местах покрытия в течение до трех дней при укладке горячего состава и до тридцати дней при работе с холодными материалами.

Технология определения по ГОСТу такая:

Технология укладки и уплотнения

  • высушить образцы, пока масса не станет стабильной, охладить и взвесить;
  • рассчитать фактическую плотность;
  • затем нагреть пробы в термическом шкафу;
  • измельчить их, распределить в форме и уплотнить на прессе с давлением 40 МПа, измерить высоту;
  • по полученным данным вычислить плотность образцов и средний показатель;
  • поделить фактическую плотность на стандартную – это и будет коэффициент уплотнения асфальта при укладке.

При работе с горячими составами уплотняют сперва вибрированием. Полученный параметр нужно сравнить со стандартным – если до стандарта он не дотягивает, значит, на испытуемом участке материал уплотнен недостаточно.

Лабораторные испытания керна

Перед началом лабораторных испытаний нижняя часть керна обязательно отпиливается. Это необходимо для того, чтобы удалить остатки битума на нижней поверхности образца, нанесенной розливом битума («подгрунтовкой»). Толщина отпиливания должна составлять 5–10 мм в зависимости от толщины и текстуры нижней части вырубки.

Также перед испытанием керны высушивают до постоянной массы при температуре не более 50 °С. Каждое последующее взвешивание проводят после высушивания в течение не менее 1 часа и охлаждения при комнатной температуре не менее 30 минут. Масса образца определяется взвешиванием на весах.

В результате лабораторных исследований керна определяют:

  • толщину уплотненного слоя дорожного покрытия и/или дорожного основания;
  • среднюю плотность асфальтобетона;
  • прочность при расколе;
  • степень сцепления между слоями.

После проведения основных испытаний керны могут переформовываться. Переформованием керна называется его разогревание на песчаной бане или в термошкафу, последующее измельчение ложкой или шпателем и повторное создание образца цилиндрической формы. Путем исследования переформованных кернов определяются следующие показатели:

  • зерновой состава минеральной части смеси (методом выжигания вяжущего);
  • предел прочности при сжатии при температуре 20 °С и 50 °С;
  • прочность на растяжение (требуется для прогнозирования устойчивости асфальтированного покрытия к появлению усталостных и температурных трещин);
  • водостойкость;
  • водонасыщение;
  • коэффициент уплотнения смеси (определяется как отношение средней плотности керна к средней плотности переформованного образца).

Следует иметь в виду, что доверительная вероятность оценки показателей свойств асфальтобетона определяемых по переформованным из керна образцам значительно ниже, чем по образцам, изготовленным из смесей, в связи с чем результаты испытания переформованных образцов не могут дать объективной оценки, которая могла бы служить браковочным признаком. В связи с этим, количество кернов, отбираемых из асфальтированного покрытия, и количество повторных испытаний, для каждого конкретного случая следует рассматривать отдельно, при этом для обоснования брака следует привлекать методы статистики.

От качества асфальтобетона зависит надежность, устойчивость конструкций и, что наиболее важно — человеческая жизнь. Асфальт применяют в дорожном строительстве, укладке пола промышленных зданий, аэродромном покрытии и т.д

Качество асфальтовой смеси, а также непосредственное ее использование — решающие факторы. Качество бетона зависит от целого ряда факторов:

  • климатические условия;
  • конструкция дорожного полотна;
  • свойства материалов для смеси;
  • интенсивность дорожного движения на конкретной части дороги;
  • производится ли контроль над текущем состоянием (проводится ли рециклинг).

Перед использованием асфальтобетон должен пройти некоторые тесты на устойчивость, водостойкость, износостойкость и прочее. Подобный отбор проводит специализированная лаборатория, которая сможет, в случае успешного прохождения, предоставить гарантии на материал.

Подготовительные работы

Испытания асфальтобетона по ГОСТ проводятся в несколько этапов, первый из которых предполагает отбор образцов и их подготовку. С этого мы и начнем.

Отбор проб и приготовление смеси

При рассмотрении данного вопроса, мы будем руководствоваться требованиями ГОСТ 12801-84. В процессе подбора состава, смесь готовится в специальной лабораторной мешалке, которая оборудована устройством обогрева.

Песок, щебень и минеральный порошок предварительно высушивают, а после помещения в емкость — нагревают до определенной температуры. В последнюю очередь добавляется вяжущее, также в нагретом виде.

Температура, до которой следует нагревать материал, зависит от вида смеси (горячие, теплые, холодные). Она должна соответствовать значению, указанному в таблице 1.

Лабораторные испытания асфальтобетонного покрытия: требования к температуре нагрева сырья для смеси разного вида:

Вид асфальтобетонной смесиТемпература минерального сырьяТемпература вяжущегоТемпература смеси в процессе изготовления образца
Холодная100-12080-9018-22
Горячая100-11080-9090-100
Теплая120-130100-120120

Перемешивание сырья производится в течение 3-6 минут, точное время, как правило, устанавливают опытным путем. Смесь считают готовой в случае, если минеральный наполнитель полностью покрыт вяжущим и в растворе отсутствуют сгустки. На последнем этапе производится формовка.

Уплотнение будущих образцов, которые будут испытываться на прочность, набухание и водонасыщение, производят несколькими методами, которые зависят от процентного содержания щебня в растворе.

Варианта может быть два:

  • Содержание щебня – менее 35%. В этом случае прессование производят под давлением в 40 МПа;
  • В случае, если щебня – более 35%, уплотнение производят путем вибрирования, а в последующем при помощи прессования под давлением в 20 Мпа.

Уплотнение образца, взятого из холодной смеси, который будет в последующем испытан на слеживаемость, производят под значительно меньшим давлением, составляющим всего 0,5 Мпа. Образцы, отобранные из смеси, должны быть изготовлены в течение первых 30 минут.

При контроле качества готового покрытия, образцы изымают путем вырубки или высверливания. При этом применяют пневмомолоток (вырубка) или буровую установку (высверливание).

Изготовление образцов

Как уже говорилось выше, испытания физико-механических свойств асфальтобетона проводят на образцах цилиндрической формы, которые получают посредством уплотнения раствора в специальных формах. Также могут использоваться образцы-вырубки или керны.

Уплотнение прессованием производится следующим образом:

  • Пресс может быть механическим или гидравлическим. Он должен обеспечивать давление до 40 Мпа;
  • Пресс оборудуется специальным приспособлением, которое позволяет одновременно готовить 3 образца-цилиндра;
  • Формы располагаются в коробке, которая оборудована механизмом подогрева;
  • Для извлечения образцов подобное оборудование для испытания асфальтобетона оснащено упорным устройством;
  • В случае, если мощности пресса недостаточно для одновременного изготовления трех образцов, в нем располагают только одну форму;
  • Электродвигатель включают, давление доводят до 40 Мпа. На последнем этапе готовые образцы извлекаются.

Пресс для испытаний

Уплотнение посредством комбинированного метода подразумевает следующее:

  • Уплотнение производится при помощи вибрирование с последующим уплотнением;
  • Изготовление образцов происходит в одиночных формах;
  • Форма заполняется смесью и отправляется на виброплощадку, на которой закрепляется;
  • Вибрирование длится в течение примерно 3-х минут, затем образец отправляют на доуплотнение под давлением в 20 Мпа. Время воздействия – такое же;
  • При помощи выжимного устройства образец извлекают.

Виброплощадка для уплотнения асфальтобетона

Образцы, изготавливаемые их холодной смеси, которые будут в последующем проверены на слеживаемость, готовят следующим образом:

  • Смесь подогревается до температуры, указанной в таблице 1:
  • Раствор заливают в форму;
  • На верхний вкладыш устанавливается груз, способный обеспечить давление в 0,5 Мпа;
  • Время воздействия – те же 3 минуты;
  • В последующем образец выдерживают еще около четырех часов.

Размер образца и количество необходимой смеси также установлены ГОСТ и зависят от свойства, которое будет испытываться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий