Талреп крюк-крюк. Как выбрать подходящий размер?

Устройство кранового крюка

Простейшую конструкцию грузоподъемного крюка необходимо знать, например, бригадиру строительной организации, или руководителю транспортной компании.

К особенностям строения грузоподъемного крюка относят:

  • Грузоподъемный крюк со стрелой крана соединяет подвеска, устройство которой зависит от количества ветвей каната, числа блоков и формы крюка. Разработчики современных подвесок продумали конструкцию, при которой канат выдвигается вместе с крюком под силой тяжести самой подвески (даже без груза на конце).
  • Сам грузовой крюк имеет корпус, произведенный по одной из известных технологий.
  • Ещё одна обязательная деталь – это хвостик, который может быть укороченным, или же иметь нормальную длину.
  • Практически все крюки оборудованы предохранительными замками, функция которых заключается в предотвращении соскальзывания грузового каната или захватывающего приспособления.

Например, в портальных кранах, в кранах, транспортирующих жидкий шлак. Также не предусмотрен замок при использовании гибких захватывающих приспособлений для перемещения и удерживании груза.

Устройство конструкции

В соответствии с нормативными требованиями ГОСТ 9690, а также европейского стандарта DIN 1480, талреп крюк-крюк состоит из следующих деталей:

  1. Соединительной муфты – штампованной, сварной либо литой, которая имеет на противоположных торцах резьбовые отверстия, причём на одном конце резьба – левая, а на другом – правая.
  2. Двух крюков, каждый из которых снабжён резьбовым стержнем.
  3. Стопорной гайки, которая приваривается к муфте, и фиксирует крюки в необходимом положении.
  4. Шайбы, устанавливаемой под гайку, и предназначенной для снижения износа стенок муфты.

При использовании подобных талрепов их крюки зацепляются за соответствующий захват – строп, траверсу или гак, которые смонтированы в неподвижном основании: стене, потолку, фундаменту. Противоположный крюк присоединяется к крепёжной скобе предмета (например, мачты, стойки или антенны), фиксация или удержание которого производится талрепом. Слабина в соединении выбирается вращением стопорной гайки, которая увеличивает расстояние между крюками, обеспечивая необходимую нагрузку. По достижении нужной степени затяжки (её, при  желании, можно проверить при помощи динамометра) гайку фиксируют.

Несущая способность талрепа крюк-крюк зависит от диаметра резьбы, материала муфты и технологии её изготовления. Основным материалом для производства муфт талрепов является качественная конструкционная сталь марки не ниже Сталь 25 по ГОСТ 1050. Остальные детали такелажной оснастки могут быть изготовлены из низкоуглеродистых сталей обыкновенного качества, которые хорошо свариваются. Для снижения коррозии все части талрепов имеют цинковое поверхностное покрытие, плотность и толщина которого должна соответствовать требованиям ГОСТ 9.306.

Требования к деталям талрепа

ГОСТ 9690-71 предусматривает следующие варианты исполнения муфт талрепов:

  1. Штампованные закрытые муфты.
  2. Штампованные открытые муфты.
  3. Литые муфты.
  4. Сварные закрытые муфты.
  5. Сварные открытые муфты.

В талрепах закрытого типа резьбовая часть грузового элемента полностью находится в корпусе муфты. Это считается более безопасным, поскольку при внезапном разрушении захватного приспособления (которое чаще всего случается именно по резьбе) его остатки не разлетаются в стороны. Поэтому предельно допустимое усилие натяжения для закрытых талрепов всегда больше, чем для открытых.

Читать также: Разновидности подшипников и их назначение фото

Технология изготовления муфт также во многом определяет возможности талрепа. Так, штампованные муфты (заготовками для которых служат качественные конструкционные стали по ГОСТ 1050 марок стали 20 и выше) являются прочными и надёжными. Это объясняется тем, что макроструктура штампованных изделий не имеет перерезанных волокон, и, следовательно, концентраторы напряжений отсутствуют. То же характерно и для литых муфт, однако структура литого металла – более крупнозернистая, поэтому при прочих равных условиях излом корпуса литой муфты произойдёт быстрее, чем штампованной.

Наихудшей несущей способностью обладают сварные муфты: в зоне сварного шва прочность металла снижается на 20…25% (по этой же причине категорически не допускается восстанавливать разрушенные талрепы сваркой).

Стандарт допускает два исполнения стяжных круглых муфт: со сквозным отверстием посередине корпуса, и без него. В первом случае улучшаются условия для вращения корпуса при затяжке, однако ослабляется сечение муфты. В качестве исходного материала таких муфт используется цельнотянутые стальные трубы по ГОСТ 8734 из стали 25 (в малоответственных талрепах может применяться также дюралюминий и сталь обыкновенного качества Ст.3 по ГОСТ 380).

Для компактности муфтовых талрепов имеет значение диаметр грузовых захватов. В закрытых муфтах он не превышает М42, иначе муфта становится тяжёлой и труднорегулируемой. Муфты открытого типа таких ограничений не имеют.

Талрепные муфты изготавливаются под захваты следующих типов:

  1. ВВ (вилка-вилка).
  2. ВУ (вилка-кольцо).
  3. УУ (кольцо-кольцо).
  4. ГГ (крюк-крюк).
  5. ВГ (вилка-крюк).
  6. ГУ (крюк-кольцо).

Скачать прайс лист

Талрепы – это высококачественные такелажные изделия. Представленные виды отличаются конструктивными особенностями, размерами, весом, рабочей нагрузкой. Модификация вилка-вилка обеспечивает наивысшую степень надежности грузоподъёмной оснастки. Остальные виды применяются только в быту.

Практическое применение талрепы во многом зависит от их конструкции. Максимальный уровень надежности растяжек и других элементов грузовой оснастки обеспечивается исполнением «вилка-вилка». Для неответственных операций и бытовых нужд применяется «кольцо-кольцо», «крюк-кольцо» или «крюк-крюк». Причем следует помнить, что у последних двух разрушающая нагрузка крюка значительно ниже кольца и корпуса.

Талреп используют для стягивания двух тросов (канатов, кабелей) и выбирания их слабины. Он имеет разные варианты конструкции в зависимости от характера крепления.

Параметры талрепов:

  • Ход талрепа: 75 (мм), 112 (мм), 140 (мм), 168 (мм), 185 (мм), 212 (мм), 148 (мм), 165 (мм), 290 (мм), 308(мм).
  • Резьба: М6, М8, М10, М12, М14, М16, М18, М27, М36, М42, М48, М52, М56.
  • Допустимая нагрузка: 0.1 (тс), 0.3 (тс), 0.8 (тс), 1.6 (тс), 2 (тс), 3.2 (тс), 5 (тс), 8 (тс), 10 (тс), 12.5 (тс), 16 (тс), 20 (тс).

Варианты маркировки:

Обозначая талреп указывают цифрой его допустимую нагрузку, а также тип (ОШ – с открытой штампованной муфтой, ОС – с открытой сварной муфтой, ЗС – с закрытой сварной муфтой ) и вариант исполнения (ВВ – вилка-вилка, ВУ – вилка-ушко, УУ – ушко-ушко, КК – гак-гак, ВГ – вилка-гак, ГУ – гак-ушко).

Нормативные документы:

Например: так к примеру 10 ВВ-ОШ обозначает талреп с допустимой нагрузкой 10 (тс), выполнен в форме вилка-вилка с открытой штампованной муфтой, а 0.8 УУ-ЗС – талреп с нагрузкой 0.8 (тс), в форме ушко-ушко с закрытой сварочной муфтой.

Виды винтовых талрепов

Винтовой талреп состоит из муфт с двумя отверстиями под винты и разными направлениями резьбы. При повороте муфты в одну сторону винты вкручиваются в корпус, в другую – выкручиваются. Благодаря такому принципу работы можно без труда изменять длину приспособления для стяжки.

Корпус муфты может быть открытого или закрытого типа. Закрытый используется в основном в сложных условиях эксплуатации, например, когда возможно обледенение или засорение песком.

Оголовки винтов могут быть в виде:

  • крюка;
  • вилки;
  • шпильки;
  • кольца.

Встречаются и комбинации этих видов – вилка-кольцо,крюк-вилка и др. Наибольшим показателем надежности обладает натяжитель с комбинацией “вилка-вилка”.

Нержавеющий или оцинкованный?

Перед выбором талрепа нужно учесть внешние факторы, в которых он будет применяться, а также степень агрессивных воздействий окружающей среды.

Если работа будет происходить в сухом помещении или небольшой промежуток времени на улице, то подойдет оцинкованное изделие. Но если талреп будет эксплуатироваться большую часть времени на улице или в местах с высокой влажностью, то необходимы нержавеющие талрепы закрытого типа из стали А2. На химических производствах, горячих цехах, бассейна и т.д используются талрепы из кислостойкой стали А4.

Что такое вантовые крепления (цепные натяжители)

Цепные натяжители или рэтчеты – это вантовые крепления с захватом в форме крюка. Они используются для крепления цепями больших и тяжелых грузов. Благодаря наличию рычажного или храпового механизма можно создать натяжение большого усилия.

Цепная стяжка достаточно популярна в мире, так как с ее помощью можно зафиксировать крупногабаритные грузы. Этот ручной механизм является надежным и отлично фиксирует груз, который не будет падать во время перевозки или самопроизвольно перемещаться.

Храповый стяжной механизм

Цепной талреп с данным механизмом имеет переключатели вращения и два поворотных крюка, располагающиеся на разных концах конструкции. Принцип работы заключается в том, что при поворачивании рукоятки крюки сходятся, тем самым обеспечивается натяжение цепей крепления.

Достоинства устройства храпового типа:

  1. Простота установки в систему крепежа;
  2. Не требует приложения больших физических усилий во время работы;
  3. Не нужно дополнительно фиксировать рычаг.

Рычажный стяжной механизм

Состоит из 2 поворотных захватных крюков, с помощью которых происходит зацепка крепежной цепи и из эксцентрикового рычага. Натяжение цепей достигается путем воздействия на рычаг, который сам зажимается в тот момент, когда достигает максимального натяжения. Цепь надежно фиксирует рычажный механизм и не дает ему раскрыться.

Плюсы рэтчета данного типа:

  1. Быстрота монтажа;
  2. Простота;
  3. Небольшие габариты;

Разновидности канатных зажимов

В зависимости от способа установки и конструкции зажимы классифицируют как:

  • болтовые;
  • винтовые;
  • клиновые;
  • прессуемые;
  • клыковые;
  • заклинивающиеся.

Все канатные зажимы изготавливаются с соблюдением ГОСТ и DIN

U-образный зажим

Это u-образный болт с резьбой. Резьбовые элементы вставляются в сжимающую конструкцию и во время затягивания гаек трос прижимается к болту.

Трубчатый зажим

Представляет собой зажимы-втулки из алюминия (для обычных тросов) или из меди (для кислотостойких). Для работы в агрессивной среде используют зажимные изделия из нержавеющей стали.

В основном такие зажимы применяют для соединения тросов друг с другом или для устройства петель на концах троса. Трубчатый зажим – разовый несъемный элемент.

Плоский тросовый зажим

Изготавливается из углеродистой стали. Состоит из:

  • прижимной пластины;
  • винтов;
  • гаек с метрической резьбой.

Исходя из количества винтов, различают: одинарный, двойной и тройной зажимы. Принцип работы заключается в том, что по мере затягивания гаек трос зажимается между прижимными элементами.

Международная стандартизация талрепов

Использование талрепов, особенно крупных размеров, подразумевает под собой сверхсильные создаваемые тяговые усилия в десятки тонн, поэтому проводится строгий контроль над качеством каждой детали талрепа. Ведь в противном случае, при малейшей деформации любого элемента талрепа может произойти аварийная ситуация. Вся выпускаемая продукция обязательно проходит проверку на стандарты качества: ГОСТ 9690 71 (Россия, СНГ), DIN 1480 и DIN 1478 (Германия).

Талреп ГОСТ

Конструкции талрепа ГОСТ подразделяются на следующие типы:

  1. ОШ — с открытой штампованной муфтой.
  2. ОС — с открытой сварной муфтой.
  3. ЗС — с закрытой сварной муфтой.

В свою очередь, все типы талрепа ГОСТ различаются по видам своих конечных крепежей:

  • талреп вилка-вилка;
  • талреп кольцо-кольцо;
  • талреп крюк-крюк;
  • талреп вилка-кольцо;
  • талреп вилка-крюк;
  • талреп крюк-кольцо.

Данные типы талрепа изготавливаются из высококачественной углеродистой стали с ее последующей обработкой защитным металлическим слоем поверх во избежание действия влаги и агрессивных погодных условий. Формы конструкций различаются по объему (длина муфты, винтов и их рабочего хода), по размеру внутреннего диаметра резьбы отверстий в муфте М6-М56.

В большинстве случаев талреп ГОСТ применяется в судостроительной промышленности, при строительстве мостов и высотных зданий, а также в таких рабочих отраслях, где требуются натяжения тросов и проводов, регулирование всякого рода растяжек.

Талреп DIN 1480

Талрепы DIN 1480 изготавливаются из высокомарочной стали S235JR или с нержавеющей стали А2 и А4, соответствуют установленным стандартам немецкого института DIN, являющегося одним из мировых лидеров по стандартизации. Талреп DIN может быть с открытой и закрытой муфтой. Конструкция устройства из стали дополнительно подвергается защите от внешних погодных факторов в виде горячего оцинкования или гальванического покрытия. Данный тип талрепа выпускается с такими видами крепежей, как:

  • талреп кольцо-кольцо;
  • талреп крюк-крюк;
  • талреп кольцо-крюк.

Также, как и талреп ГОСТ, это техническое устройство может иметь множество модификаций, различающихся по длине и ширине конструкции, весу, диаметру резьбовых винтов, допускаемой нагрузки (0.1-20 тс). Есть специальный тип талрепа DIN-мини для бытового применения, где не требуется больших усилий для натяжения. Кислостойкие талрепы из нержавеющей стали марки AISI 316 с закрытым корпусом используются в такой среде, где есть взаимодействие с различными кислотами и едкими субстанциями.

Талреп DIN 1480 широко используется при монтажных/демонтажных работах, для фиксации грузов при перевозке, в строительных работах и эксплуатации надводных кораблей.

Талреп со стержнем внутри DIN 1478

Этот тип талрепа имеет закрытую муфту и главное его предназначение – грузоподъемные работы, поэтому талреп DIN 1478 еще называют грузовым. Крепежи талрепа в основе своей имеют следующий вид:

талреп вилка-вилка.

Талреп изготавливается из нержавеющей стали с дальнейшей ее поверхностной защитной оцинковкой от коррозии и агрессии погодных условий. Чаще всего этот тип талрепа применяют для грузоподъемных работ (поднятие грузов до 20 тонн), а также для натяжения тросов, цепей и такелажных приспособлений.

Заберите талреп по оптимальной цене!

Компания Абтрон предлагает вам купить талреп в СПб

по очень привлекательным для вас ценам! Мы работаем без каких-либо посредников и имеем четко налаженную структуру прямых связей с нашими партнерами – мировыми лидерами производства в сегменте грузоподъемного и грузозахватного оборудования. Плюс ко всему, строгий контроль на всех этапах производства и работа с исключительно высококлассными специалистами – это одни из главных факторов, давшие нам сильный толчок в развитии.

У нас вы сможете приобрести любую модель талрепа ГОСТ или DIN по вполне достойным ценам, не выходящим за предел средней рыночной стоимости. В удобном каталоге для вас представлен весь широкий ассортимент этого незаменимого в профессиональной деятельности технического устройства. Покупая у нас талреп, вы покупаете настоящее европейское качество и помощь наших специалистов в выборе устройства, исходя из заданных вами характеристик!

ЗАКАЗАТЬ
ЗАКАЗАТЬ
ЗАКАЗАТЬ
ЗАКАЗАТЬ

Требования к деталям талрепа

ГОСТ 9690-71 предусматривает следующие варианты исполнения муфт талрепов:

Штампованные закрытые муфты. Штампованные открытые муфты. Литые муфты. Сварные закрытые муфты. Сварные открытые муфты.

В талрепах закрытого типа резьбовая часть грузового элемента полностью находится в корпусе муфты. Это считается более безопасным, поскольку при внезапном разрушении захватного приспособления (которое чаще всего случается именно по резьбе) его остатки не разлетаются в стороны. Поэтому предельно допустимое усилие натяжения для закрытых талрепов всегда больше, чем для открытых.

Технология изготовления муфт также во многом определяет возможности талрепа. Так, штампованные муфты (заготовками для которых служат качественные конструкционные стали по ГОСТ 1050 марок стали 20 и выше) являются прочными и надёжными. Это объясняется тем, что макроструктура штампованных изделий не имеет перерезанных волокон, и, следовательно, концентраторы напряжений отсутствуют. То же характерно и для литых муфт, однако структура литого металла – более крупнозернистая, поэтому при прочих равных условиях излом корпуса литой муфты произойдёт быстрее, чем штампованной.

Наихудшей несущей способностью обладают сварные муфты: в зоне сварного шва прочность металла снижается на 20…25% (по этой же причине категорически не допускается восстанавливать разрушенные талрепы сваркой).

Стандарт допускает два исполнения стяжных круглых муфт: со сквозным отверстием посередине корпуса, и без него. В первом случае улучшаются условия для вращения корпуса при затяжке, однако ослабляется сечение муфты. В качестве исходного материала таких муфт используется цельнотянутые стальные трубы по ГОСТ 8734 из стали 25 (в малоответственных талрепах может применяться также дюралюминий и сталь обыкновенного качества Ст.3 по ГОСТ 380).

Для компактности муфтовых талрепов имеет значение диаметр грузовых захватов. В закрытых муфтах он не превышает М42, иначе муфта становится тяжёлой и труднорегулируемой. Муфты открытого типа таких ограничений не имеют.

Талрепные муфты изготавливаются под захваты следующих типов:

ВВ (вилка-вилка). ВУ (вилка-кольцо). УУ (кольцо-кольцо). ГГ (крюк-крюк). ВГ (вилка-крюк). ГУ (крюк-кольцо).

Требования, предъявляемые к деталям талрепа

Из-за закрытости периметра талреп кольцо-кольцо можно использовать не только для фиксацииу груза, но также и для его перемещения в пространстве. Поэтому кольцевой захват отвечает следующим требованиям:

  1. Соотношения размеров должны отвечать требованиям ГОСТ 4751.
  2. Опорная плоскость подголовка кольца имеет плоское основание, перпендикулярное оси захвата.
  3. Длина резьбовой части хвостовика должна не менее, чем в 2,5 раза превышать диаметр резьбы муфты.
  4. Поверхность кольца должна иметь противокоррозионное покрытие (чаще кольцевые захваты подвергают цинкованию, но ГОСТ допускает и хромированные захваты).

Ввиду концентрации рабочих нагрузок на сравнительно небольшой дуге внутреннего диаметра кольца, для изготовления грузовых болтов талрепов кольцо-кольцо используют только качественные конструкционные стали. Если в процессе своей эксплуатации такелаж постоянно испытывает знакопеременные нагрузки (это, в основном, касается внешних конструкций – опор, мачт, антенн), то кольцевые захваты штампуются из низкоуглеродистых конструкционных сталей, например, из стали 20 ГОСТ 1050.

После горячей деформации заготовки подвергают цементации, обеспечивая в результате оптимальное сочетание высокой поверхностной твёрдости с достаточно вязкой сердцевиной, которая хорошо сопротивляется циклически возникающим напряжениям изгиба. Если для кольцевого захвата важнее предельное усилие удержания (что чаще требуется для фиксации предметов внутри помещений), то данную деталь штампуют из стали типа Сталь 40 и выше, и после деформирования подвергают нормализации.

Требования к муфте талрепа ушко-ушко не отличаются от прочих исполнений подобных такелажных узлов. Муфту чаще всего изготавливают штамповкой, что, при открытой конструкции не связано с большим перерасходом металла. Литые и сварные исполнения муфт встречаются значительно реже. Главным образом, для талрепов малой несущей способности.

Устройство и принцип работы талрепа

Рассматриваемое приспособление состоит из четырёх деталей:

Литой или штампованной муфты, снабжённой двумя резьбовыми отверстиями. Муфта может иметь вид прямоугольной рамы или эллипса. Пары крюков или иных грузозахватных элементов (стропов), имеющих резьбу на противоположной части. Подкладных шайб, которыми производится более равномерное распределение нагрузки. Стопорных гаек, предотвращающих самопроизвольный проворот захватов.

Отдельную группу составляют цепные талрепы (рэтчеты), в которых натяжение происходит не вследствие постепенного ввертывания захватов в муфту, а за счёт скручивания стяжной цепи, расположенной между грузовыми захватами. Талреп цепной применяется при фиксации на платформах длинномерных грузов. Он состоит из:

Цепи (вантового натяжителя). Двух стропов. Механизма натяжения, который, в свою очередь, включает в себя трещотку и вал, на который насаживается храповое колесо.

В простых конструкциях цепных талрепов вместо храповика предусматривается рычаг, качательным перемещением которого производится выборка слабины натяжения цепи.

Необходимое усилие фиксирования создаётся вследствие вращения стропов. При этом уменьшается расстояние между ними, выбираются зазоры, и обеспечивается натяжение удерживаемого предмета между талрепами.

Муфтовые талрепы преимущественно используются в парном сочетании, что позволяет равномерно распределить усилие натяжения в ветвях стропов. Цепной талреп может быть односторонним. Противоположный конец такого талрепа жёстко закрепляется к опорной части платформы. Однако при этом воспринимается только осевая составляющая усилия натяжения, из-за чего рэтчеты не могут использоваться для подъёма грузов, либо удерживания предметов в вертикальном положении.

Выбор талрепа. Размеры и характеристики

Определяющим параметров для выбора является эксплуатационная нагрузка, причём для талрепов, предназначенных для фиксации предметов в вертикальном положении, а также агрегатов типа лифтов и подъёмников такие нагрузки определяют с запасом в 600…900%.

Для безопасности фиксации предмета или груза важное значение имеет также степень охвата стропом захвата талрепа. Это особенно касается талрепов типа ГГ, где открытая часть оголовка крюка не исключает соскальзывания груза. Наиболее безопасны в этом отношении талрепы вилка-вилка, в которых крепёжный палец изготавливается из закалённой стали, и полностью перекрывает крюк стропа

Наиболее безопасны в этом отношении талрепы вилка-вилка, в которых крепёжный палец изготавливается из закалённой стали, и полностью перекрывает крюк стропа.

Ориентировочные предельные нагрузки в зависимости от типоразмера резьбы и типа грузового захвата – вилка, ушко и крюк – составляют соответственно, кг:

  • для М6 – 100 и 40;
  • для М8 – 200 и 80;
  • для М10 – 500 и 150;
  • для М12 – 2000 и 350;
  • для М16 – 3000 и 700;
  • для М20 – 4000 и 1000;
  • для М24 – 6000 и 2000;
  • для М30 – 10000 и 3000.

Выбор рэтчета производится по калибру цепи и её длине:

  • для калибра 6 мм максимальная нагрузка — 4000 кг;
  • для калибра 8 мм — 6300 кг;
  • для калибра 10 мм — 10000 кг;
  • для калибра 12 мм — 15000 кг;
  • для калибра 16 мм — 20000 кг.

Важны также размеры и масса талрепов. Завод-изготовитель обязан сертифицировать выпускаемые им талрепы, снабжая каждое изделие соответствующей информацией о пределах его безопасного применения.

При постоянной и продолжительной эксплуатации талрепы подлежат обязательной поверке, которая производится по технологии, приведённой в ГОСТ 9690-71.

Цена талрепов зависит от их исполнения и грузоподъёмности. Цена муфтных талрепов находится в диапазоне 400…1500 руб., рэтчетов – от 9000 до 16000 руб.

Выбор талрепа

Выбор инструмента из расчёта предполагаемой нагрузки, это гарантия, что он не деформируется во время работы. Сделать это помогут таблицы, которые есть у продавца, где производитель указывает, какая модель на что рассчитана. Но выбор зависит не только от веса груза, но ещё и функции.

Первый параметр, на который нужно обратить внимание — диаметр резьбы. Винтовой крепёж на М10, М8, М12, М20, М16, имеют разную резьбу. Цифра, идущая после буквы «М», указывает на диаметр резьбы в миллиметрах, М12 — резьба 12 мм

Маркировка Т 10-01, Т 30-01, указывает на нагрузку, при которой деталь начинает разрушаться

Цифра, идущая после буквы «М», указывает на диаметр резьбы в миллиметрах, М12 — резьба 12 мм. Маркировка Т 10-01, Т 30-01, указывает на нагрузку, при которой деталь начинает разрушаться.

Талрепы чаще всего задействуют при работах на открытом воздухе, где они подвергаются воздействию влаги, температурным перепадам. Без защиты от такого воздействия современные детали не поставляются, чаще всего это цинкование.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий