Страховочная привязь. Правильная работа на высоте

Требования к страховочной привязи

Напомним, что к высотным относятся любого рода работы, производимые на высоте свыше двух метров – строительные и верхолазные без опоры (на высоте свыше пяти метров), монтажные и кровельные работы, спуск-подъём и т.д. К числу обязательных требований, предъявляемых к индивидуальной страховочной привязи, относятся:

  1. Технические требования, регламентируемые стандартами ГОСТ Р ЕН 361-2008: состав одно- или многоволоконных синтетических материалов, их прочность на разрыв, совместимость тканой ленты и швейных нитей с тканью строп и ремней.
  2. Для визуального контроля целостности обеспечивающие соединение тканые ленты и швейные нитки выполняются в контрасте к базовому цвету лямок.
  3. Страховочная привязь – это конструкция с обязательным наличием лямок в тазобедренной и плечевой областях (не следует путать с монтажным поясом, который подобных конструктивных элементов не имеет).
  4. Страховочная привязь должна иметь возможность регулирования лямок по объёму тела – только правильная и плотная фиксация системы на теле предотвратит серьёзное травмирование в случае возникновения нештатной ситуации.
  5. Фиксация лямок должна быть абсолютно надёжной с исключением возможности произвольного ослабления.
  6. Ширина базовых лямок должна быть не менее 4 см, а вспомогательных – не менее 2 см: это исключит врезание лямок в мышечные ткани в случае резкой остановки при высотном падении.
  7. Привязь должна выполняться из материала, способного выдержать вес, значительно больший, чем вес человека, при этом сама конструкция не должна быть тяжёлой – нередко в качестве такого материала используется полиамид.
  8. Удобство и простота использования привязи, правильно подогнанный размер позволит человеку легко подготовиться к выполнению работы и сориентироваться при необходимости в сложной ситуации.

Только точное исполнение этих требований сможет обеспечить качественную, оптимальную по время- и трудозатратам работу, а, возможно, и спасти человеческую жизнь.

Испытание страховочных привязей

Как любое СИЗ, страховочная привязь должна эксплуатироваться в строгом соответствии с ГОСТами. Это касается регулярного использования и периодичности плановых проверок. Перед испытанием СП нужно изучить прилагаемую к ней инструкцию от производителя. В ней описывается порядок подготовки, проверки, применения изделия.

Вкратце общие правила испытаний выглядят так:

  • перед каждым использованием СП нужно внимательно осмотреть на предмет повреждений или ослабления узлов;
  • при надевании нужно следить, чтобы пояс находился на талии, ножные, плечевые лямки – на своих местах;
  • следует отрегулировать спинную точку, затянуть плечевые лямки;
  • далее плечевые лямки нужно соединить с поясом при помощи пряжек и карабинов.

После этого можно проводить испытания на прочность, соблюдая условия, установленные производителем, то есть в рекомендованном температурном режиме, вдали от химически активных веществ, колюще-режущих предметов. Изделие испытывается на статическую, динамическую нагрузки на специальных стендах с использованием стального манекена, который имитирует человека.

Хранение СП осуществляется по правилам: в сухом помещении, защищенном от прямых солнечных лучей. Нельзя хранить экипировку рядом с отопительными приборами, горючими или химически агрессивными веществами. После очистки возможна только естественная сушка изделия.

Важно помнить, что при любом повреждении или ослаблении конструкции использовать привязь нельзя, а по завершении гарантийного срока экипировку следует вывести из эксплуатации и уничтожить. К эксплуатации и хранению монтажных поясов применимы похожие стандарты, а вот детали испытаний отличаются. Раз в 6 месяцев пояса нужно тестировать на статическую нагрузку в 4 000Н

Раз в 6 месяцев пояса нужно тестировать на статическую нагрузку в 4 000Н

К эксплуатации и хранению монтажных поясов применимы похожие стандарты, а вот детали испытаний отличаются. Раз в 6 месяцев пояса нужно тестировать на статическую нагрузку в 4 000Н.

Это делается двумя способами:

  • пояс для работы на высоте крепится пряжкой на жесткой цилиндрической балке, а к кольцу на поясном ремне на 5 минут подвешивается груз, дающий нагрузку 4 000Н;
  • после закрепления пояса на балке кольцо на поясном страховочном ремне присоединяется к лебедке, развивающей нагрузку 4 000Н в течение 5 минут.

Если после тестирования металлические детали не деформировались, ткани и нити не разорвались, не появились другие дефекты, то испытание страховочного пояса считается успешно пройденным.

Какого бы уровня профессионализма ни был человек, использующий страховочную систему, перед непосредственным применением страховочной привязи следует изучить инструкцию от производителя, произвести тщательный осмотр снаряжения, проверить характеристики, провести практические испытания.

Периодичность плановой проверки страховочной привязи регламентируется требованиями ГОСТ, перед каждым использованием она должна проходить визуальный осмотр. При наличии повреждённых участков, несовместимости узлов и элементов конструкции, потенциальной возможности саморазблокировки любой из пряжек эксплуатация страховочной привязи запрещена.

К каждой единице страховочного изделия обязательно прилагается инструкция, определяющая порядок подготовки, проверки и использования привязи. Общие правила таковы:

Перед использованием привязь надевается: пояс располагается на талии, ножные обхваты и плечевые лямки – на соответствующих участках тела. Выполняется регулировка положения спинной точки и затягивание ремня плечевых лямок. Плечевые лямки с помощью пряжек и карабинов подсоединяются к поясу

Испытание страховочной привязи производится в указанных производителем условиях: важно соблюдать рекомендуемые температурные режимы и исключить возможность повреждения отдельных узлов и элементов химически агрессивными веществами и колюще-режущими предметами

Хранение страховочной экипировки осуществляется в сухих, защищённых от попадания прямых солнечных лучей помещениях с неагрессивным по составу и без явных пылевых загрязнений воздухом. При хранении следует исключить нахождение привязей вблизи отопительных приборов, горючих и химически агрессивных веществ (бензина, керосина, кислот и т.д.

Обзор видов

Каждая страховочная привязь имеет свою заводскую маркировку и подробное описание по эксплуатации. В зависимости от сложности модели, снаряжение состоит из определенных составных компонентов.

Плечевые лямки – расположены на плечах, охватывая грудь и спину, прочно закрепляясь на широком поясе.

Страховочные привязи различаются по целям их применения – это может быть защита от неожиданного падения, что выполняется с применением амортизатора, а также существует снаряжение, которое дает работнику возможность осуществлять длительное выполнение работ в сидячем положении на большой высоте. По своему конструктиву, связанному с количеством точек фиксации тела, страховочная оснастка подразделяется на следующие варианты.

Одноточечные

Страховочная удерживающая привязь с одноточечным креплением подразумевает конструкцию ползункового типа, состоящую из страховочной привязи, ползунка, амортизатора и анкерного линейного механизма. При таком виде крепления страховочная система движется по анкерной линии, следуя за движениями человека. В случае внезапного падения система автоматически фиксируется и останавливает процесс движения.

Точка крепления страховочной системы находится на спине или в области груди. Набедренные и наплечные лямки в этом случае не предусмотрены. Такой тип страховочного устройства применяют при подъемах на лестнице к определенной точке высоты, для выполнения кровельных работ на небольших высотах, а также для работы с поверхностями, имеющими небольшой угол наклона.

Двухточечные

Это более надежный тип страховочной удерживающей привязи, которая дает возможность закрепления любого типа конструкции, служащей для остановки процесса резкого падения вниз – с этой целью используют стропы с амортизационной системой, индивидуальные средства втягивающего типа, зажимы ползункового типа и так далее.

Страховочные конструкции всегда имеют наплечные ремни и ремни, для охвата ног.

Трехточечные

Удерживающая привязь имеет три элемента крепления строп. Существует два вида трехточечной привязи. В одном случае крепления представляют собой ремень и наплечные элементы с расположенными элементами крепления на поясе. Во втором случае привязь предназначена для арбористики и выглядит как ремень с набедренными лямками. Оба вида привязи выполняют функцию по ограничению перемещения работника, защищая его от риска падения с высоты. Привязи используют в сочетании с анкерной системой, что и обеспечивает остановку во время падения.

Четырехточечные

Этот тип конструкции относят к страховочной привязи. Четырехточечная конструкция может быть как с одним элементом для крепления стропа, так и с двумя такими элементами. Конструкция имеет наплечные и набедренные лямки, на спине и на груди расположен крепеж для стропа страховки и удержания от падения. В конструкции с двумя элементами крепления предусмотрено наличие элемента крепления стропа, которое состоит из двух дополнительных петель.

Пятиточечные

Это самый надежный вариант страховочной привязи, применяемый для страховки от падения работника с большой высоты.

В ее состав входят пояс, наплечные и набедренные лямки, имеется 2 элемента крепления стропа для страховки и удержания, а также элемент крепления строп, предназначенный для устройства подъемно-спускового назначения. Пятиточечное снаряжение применяется для узкого сегмента работ в сфере промышленного альпинизма.

Как правильно выбрать

Для того чтобы система безопасности выполняла свое назначение в качестве страхующего и удерживающего устройства и обеспечивала правильное позиционирование в рабочем положении, необходимо обратить внимание на ряд критериев. Конструкция должна работать таким образом, чтобы исполнитель не испытывал какого-либо дискомфорта, если необходимо выполнять длительную по времени работу. Поэтому к страховочным привязям предъявляются жесткие требования

Поэтому к страховочным привязям предъявляются жесткие требования

Конструкция должна работать таким образом, чтобы исполнитель не испытывал какого-либо дискомфорта, если необходимо выполнять длительную по времени работу. Поэтому к страховочным привязям предъявляются жесткие требования.

Модель соответствует требованиям, если:

  • Материал, из которого изготовлена страховочная привязь, может выдерживать вес, значительно превышающий вес человека (хорошо зарекомендовали себя системы из полиамида);
  • Привязь имеет небольшой вес;
  • Система является простой и удобной в процессе эксплуатации;
  • Размер соответствует индивидуальным особенностям работника;
  • Пояс-кушак поддерживает спину, уменьшая при этом степень утомляемости;
  • Плечевые лямки располагаются на достаточном расстоянии друг от друга, что позволит предотвратить любые травмы шеи;
  • Пряжки самоблокирующиеся, не допускающие произвольного расстегивания ремней или лямок в процессе работы;
  • Все характеристики страховочной привязи находятся в полном соответствии с требованиями ГОСТа.

Периодичность осмотра страховочных привязей должна осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТа. Правильно подобранная, изготовленная из высококачественных материалов страховочная привязь, должна проходить постоянную проверку перед каждым применением.

Прежде всего, снаряжение осматривают на предмет наличия поврежденных участков, правильной совместимости компонентов, отсутствия механических или химических повреждений, а также возможной вероятности самопроизвольного раскрытия пряжек.

Если присутствует хотя бы одна из указанных неполадок, страховочную привязь применять категорически запрещается.

Проверка страховочной привязи

Проверка страховочной привязи на пригодность включает в себя:

Визуальный осмотр – проверка в соответствии с инструкцией наличия всех элементов, целостности, правильности сборки, отсутствия механических повреждений и следов ремонта.

Проверка состояния лент – проверка отсутствия порезов, потертостей, выбившихся волокон, следов краски или масла, тепловых повреждений или повреждений в результате остановки падения. Также проверяется гибкость всех лент, которая должна быть одинакова по всей длине. Проверяются ленты и на предмет очагов изменения цвета, которое свидетельствует о тепловом, химическом или ультрафиолетовом воздействии. Признак задействования ленты привязи в остановке падения – это наличие очаговой ламинации, что также должно отсутствовать. Ширина ленты должна быть одинаковой по всей ее длине. И также очень важна тщательная проверка мест соединения лент с пряжками регулировки размера и соединительными кольцами.

Проверка швов – проверка отсутствия повреждений, таких как порезы, потертости, ожоги. Проверяется плотность шва и целостность нитей, износ которой не может быть более 30% от первоначального диаметра, а также наличие выбившейся нити в конце шва, которая не должна превышать больше двух проколов.

Проверка металлических элементов – проверка регулировочных, крепежных элементов на исправность и на отсутствие любой деформации, трещин, коррозии. Проверяются все металлические элементы на отсутствие коррозии в местах сшивки с лентой.

Страховочные системы

Страховочные системы должны применяться всегда, когда есть риск падения работника. Их назначение не просто остановить падение (с этим справляется и асфальт), а сделать это безопасно. Динамическая нагрузка на работника при остановке падения — сила торможения — не должна быть больше безопасной величины в 6 кН.

При применении страховочных систем должна использоваться страховочная привязь. Средства остановки падения должны присоединяться к привязи работника в точках крепления, расположенных на груди или спине, маркированных буквой А.

В страховочных системах обычно применяются амортизаторы, которые поглощают часть энергии при падении и уменьшают силу торможения до безопасных 6 кН. При срабатывании амортизаторы удлиняются. Необходимо учитывать удлинение амортизатора при расчете запаса свободного пространства под работником. При недостаточном запасе высоты, работник может удариться о пол или другие препятствия до полной остановки.

Рассмотрим существующие способы организации страховочных систем.

Страховочная система с использованием страховочного стропа

Состав:

  • анкерное устройство, горизонтальная анкерная линия;
  • страховочный строп с амортизатором , карабины (соединительно-амортизирующая подсистема);
  • страховочная привязь.

Привязь работника присоединяется к анкерному устройству или горизонтальной анкерной линии при помощи страховочного стропа. Строп должен быть оснащен амортизатором рывка, снижающим силу динамического воздействия на работника в случае падения. Используя двуплечевой страховочный строп, можно перемещаться в пространстве, сохраняя постоянное соединение с опорой.


Страховочная система с использованием страховочного стропа


Используя двуплечевой страховочный строп можно перемещаться в пространстве, сохраняя постоянное соединение с опорой


Применение горизонтальной анкерной линии

КАТАЛОГ:

Страховочные стропы с амортизатором рывка >>

Страховочная система с использованием страховочного устройства ползункового типа

Состав:

  • анкерное устройство, вертикальная или наклонная анкерная линия;
  • страховочное устройство ползункового типа, амортизатор (соединительно-амортизирующая подсистема);
  • страховочная привязь.

Страховочное устройство (например, Petzl ASAP) свободно перемещается по анкерной линии вслед за движением работника, но, в случае падения работника, автоматически фиксируется и останавливает падение. Страховочные системы с использованием СИЗ ползункового типа и вертикальных анкерных линий применяются при кровельных работах, при подъемах по лестнице на опору, при работе на наклонных поверхностях.


Применение страховочного устройства на наклонных и вертикальных анкерных линиях

КАТАЛОГ:

Страховочные устройства ползункового типа >>

Страховочная система с использованием СИЗ втягивающего типа

Состав:

  • анкерное устройство;
  • СИЗ втягивающего типа;
  • страховочная привязь.

СИЗ втягивающего типа крепится к опоре, а выходящий из него трос или стропа — к привязи работника. При перемещении работника трос автоматически выдается из блока или втягивается в него в зависимости от направления движения. В случае срыва система автоматического торможения останавливает падение. В некоторых моделях СИЗ втягивающего типа предусмотрена система плавного снижения для спуска рабочего на землю с безопасной скоростью.

КАТАЛОГ:

Блокирующие инерционные устройства втягивающего типа >>

Виды привязей

Страховочные привязи

Страховочная привязь – элемент страховочной системы, защищающий рабочего от падения с высоты путем удержания его тела обхватывающими лямками, то есть непредвиденный срыв с использованием страховочной привязи становится для работника относительно безопасным. Все страховочные привязи имеют в своем составе наплечные и набедренные лямки, которые охватывают ноги и грудную часть соответственно. Кроме лямок, в конструкцию входит элемент крепления, находящийся в районе грудной клетки спереди или сзади, в зависимости от назначения привязи и вида проводимых работ.

Если страховочная привязь используется для позиционирования на рабочем месте, то в ее конструкцию дополнительно должен входить поясной кушак, к которому крепится страховочный строп.

Привязь для позиционирования

Привязь для позиционирование рабочего в фиксированном состоянии обычно представляет собой поясной страховочный ремень, снабженный прочными элементами крепления к страховочному стропу и пряжку для подгонки размера. Ремень имеет широкую подкладку для более комфортного использования. Такие привязи нельзя использовать при имеющемся риске срыва рабочего с высоты, так как одного поясного элемента недостаточно для безопасной остановки падения.

Удерживающие привязи

Удерживающая привязь (или страховочный пояс) предназначена для ограничения передвижения рабочего с целью предотвращения его попадания в опасную зону, может использоваться в качестве позиционирования и запрещена к применению в виде страховки от падения с высоты.

Основной элемент удерживающей привязи – широкий пояс с пряжкой, позволяющей регулировать его размер, и подкладкой (кушаком). Пояс с помощью двух элементов крепления надежно соединяется со страховочным стропом. Также, удерживающая привязь может иметь в своем составе наплечные и набедренные лямки.

Привязи для положения сидя

Привязи для положения сидя – это элементы, которые применяются для удобства работы в сидячей позиции в том числе в безопорном пространстве, а также для удобства работ в удерживающих системах с низкой точкой крепления. Такого рода привязи могут быть дополнены интегрированным сиденьем для более комфортной работы в режиме длительного зависания. Данная конструкция может иметь грудные лямки и быть частью страховочной привязи, но не является самостоятельным компонентом страховочной системы.

Специализированные привязи

В сложных и опасных условиях труда применяются специализированные страховочные привязи, которые имеют отличительные свойства, направленные для работы в конкретных условиях.

Огнеупорные страховочные привязи изготавливаются из ленты, стойкой к термическому воздействию и предназначены для работ в непосредственной близости от источника воспламенения, открытого огня, раскаленных брызг или искр. Такие модели могут использоваться при сварочных, электромонтажных работах, в металлургической отрасли и т.д. Некоторые модели могут иметь удлинитель страховочного элемента на спине, необходимый для использования совместно с привязью защитной экипировки.

Еще один пример специализированной привязи – искробезопасная страховочная привязь, применяющаяся при работе во взрывоопасных средах. Привязь пропитывается специальным масло-бензостойким раствором, предотвращающим возгорание. Такие привязи используются как на высоте, так и в замкнутых пространствах, и могут применяться в нефтяной, газовой, горнодобывающей промышленности.

5.4. Испытание на сопротивление коррозии

5.4.1. Испытательное оборудование

Аппаратура для проведения испытания спасательной привязи на сопротивление коррозии должна быть способной обеспечивать методику испытания в нейтральном соляном тумане по ЕН ИСО 9227.

5.4.2. Методика проведения испытания

5.4.2.1. Подвергают любые металлические части спасательной привязи воздействию нейтрального соляного тумана по ЕН ИСО 9227 в течение 24 +0,5 ч и последующей сушке в течение 60 +5 мин с одним повторением этого цикла.

5.4.2.2. Исследуют образцы металлических частей и проверяют их на наличие признаков коррозии.

Примечание – Если спасательная привязь в полной комплектации подвергается испытанию на коррозию, то, возможно, следует разобрать спасательную привязь, чтобы получить доступ к осмотру некоторых металлических частей.

Маркировка на спасательной привязи – согласно ЕН 365. Кроме того, маркировка должна включать в себя максимальную расчетную нагрузку для спасательной привязи.

Информация изготовителя должна соответствовать требованиям ЕН 365 и дополнительно включать в себя по меньшей мере:

a) рекомендацию о том, что пользователю (спасателю или спасаемому) следует прочитать и понять информацию изготовителя, прежде чем использовать спасательную привязь;

b) максимальную расчетную нагрузку для спасательной привязи;

c) предупреждение об опасностях нанесения травмы во время приостановления;

d) рекомендацию о том, что спасательная привязь предназначена для ношения в течение нормальной трудовой деятельности и что пользователю следует проверить подвешивание в привязи в безопасном месте в первый раз перед использованием спасательной привязи, чтобы убедиться в правильности размера, достаточной подгонке и приемлемом уровне комфортности для применения по назначению;

e) обозначение настоящего стандарта;

f) предупреждение, что спасательную привязь не следует применять в качестве страховочной привязи в страховочной системе ограничения падения.

Обозначение ссылочного европейского регионального, международного стандартов

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ГОСТ Р ЕН 362-2008 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Соединительные элементы. Общие технические требования. Методы испытаний»

ГОСТ Р ЕН 363-2007 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Страховочные системы. Общие технические требования»

ГОСТ Р 12.4.206-99 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Методы испытаний»

ГОСТ Р ЕН 365-2010 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Основные требования к инструкции по применению, техническому обслуживанию, периодической проверке, ремонту, маркировке и упаковке»

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного европейского регионального, международного стандартов. Перевод данного европейского регионального, международного стандартов находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Примечание – В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

– IDT – идентичные стандарты.

Ключевые слова: средства индивидуальной защиты, спасательная привязь, защита от падения, статическая прочность, динамическая прочность, статические испытания, маркировка, инструкции, информация

Страховочные привязи являются обязательным средством индивидуальной защиты рабочего при высотных работах и используются в таких видах деятельности как высотные работы на строительных объектах, высотные монтажные и кровельные работы, при осуществлении спуска или подъема на большие расстояния и прочие сферы, где имеется риск падения с высоты.

Назначение

Основное назначение предохранительных поясов – фиксировать положение человека, а в составе страховочной привязи – защищать при падении.

Использование таких средств индивидуальной защиты (СИЗ) обязательно при нахождении более 1,8 м над опорной поверхностью или при работах в опасных условиях.

Поэтому предохранительная привязь применяется:

для профессиональных высотных работ – на линиях связи, электропередач, на деревьях, на высотных промышленных конструкциях (трубах, вышках), различных зданиях, при спуске в колодцы, траншеи, цистерны;

Для высотных и опасных работ в привязь всегда входит монтажный пояс в отличие от спортивного снаряжения. Для профессиональных работ самым распространенным является вариант с плечевыми и набедренными лямками – это наиболее универсальный вид, безопасный, подходящий и для большинства работ, и для быстрого спасения работника из опасной зоны в случае падения, обрушения конструкции, взрыва и тому подобного. Такие ремни снабжаются амортизатором, а материал пояса, лямок, фала выбирается исходя из условий. Например, если возможен контакт с огнем, искрами (например, снаряжение для пожаротушения, работы в сталеплавильном цехе), пояс и лямки делаются из огнеупорных материалов, фал – из стальной цепи или каната. Для работы на опорах ЛЭП используется монтерский пояс из синтетических материалов со специальным «ловителем» для закрепления на опоре.

Если работник должен длительное время (в течение всего рабочего дня) находиться на высоте в подвешенном состоянии, применяют 5-точечную страховочную привязь, имеющую пояс с удобной спинной опорой и седельную лямку. Например, такое снаряжение применяется промышленными альпинистами при работе на фасаде здания – мытье окон, реставрационные работы.

Лямочный страховочный пояс без амортизатора используется в основном при работе в колодцах, цистернах, траншеях. Безлямочный пояс используется только на безопасной поверхности, где нет риска падения, а у работника под ногами есть надежная опора, способная выдержать его вес.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий