Мотокультиватор в работе

Как сделать самодельный мотокультиватор

Разработано немало машин и механизмов, которые помогают культивировать, нарезать борозды, пропалывать междурядья, окучивать растения. Зачастую они довольно сложные, дефицитные и дорогие. В случае, когда земельные участки небольших размеров, на которых легкие почвы, многие садоводы предпочитают пользоваться ручным культиватором, выпускаемым отечественной промышленностью. В этом случае работа проводится преимущественно вдвоем. Используют для этого характерный метод «шаг вперед, полшага назад»: продвижение вперед идет большими толчками, с 10 сантиметровым откатом назад. Поскольку этот метод повышал производительность работы в сравнении с ручным трудом, но физически изматывал, было решено оснастить культиватор самым простым двигателем внутреннего сгорания, то есть сделать самодельный мотокультиватор.

В чём разница?

Чем отличается от мотоблока мотокультиватор? На первый взгляд – ничем. Обе разновидности техники предназначены для предпосадочной подготовки почвы. Техника пашет и рыхлит грунт, формирует борозды и междурядья. Но это только видимость.

На самом деле, мотоблоки способны выполнять гораздо больше полезных функций, соответственно обладают более обширной сферой применения. Основные отличия, можно охарактеризовать следующим образом:

  • Спектр выполняемых работ. В стандартной комплектации культиватора обычно идут почвенные фрезы, которых вполне хватает для использования техники по прямому назначению. Производители мотоблоков не ограничиваются столь скромным арсеналом. Некоторые модификации комплектуются прицепными тележками, плугами, электрорубанками и циркулярными пилами.
  • Мощность. Мотоблоки оснащаются более мощными двигателями, поэтому становится целесообразно использовать агрегаты на больших площадях. Кроме того, технические параметры силовой установки и конструкции рамы, позволяют переоборудовать мотоблок в мини-трактор. Для этого даже существуют специальные заводские комплекты, упрощающие модернизацию. Сделать мини-трактор из культиватора в принципе можно, но эффективность конструкции будет близка к нулю. Двигатель просто не будет справляться с дополнительными нагрузками.
  • Вес. По конструкционной массе, мотоблоки намного тяжелее культиваторов. Это является существенным недостатком, который усложняет рабочий процесс. В этом плане выигрывают более лёгкие, а соответственно манёвренные культиваторы, которыми легко управлять даже на ограниченных пространствах.

Устройство мотоблока

Мотоблок – на самом деле довольно простое механическое средство. Он состоит из нескольких основных узлов: двигателя, трансмиссии, сцепления, редуктора и вала отбора мощности.

Рассмотрим их более подробно.

Двигатель мотоблока. Современные мотоблоки оснащаются тремя видами двигателей: бензиновым, дизельным или электрическим. 

Электрические мотоблоки встречаются редко. Связано это с тем, что их мощность невелика, соответственно функционал их ограничен. 

Дизельные мотоблоки являются самыми мощными, но и самыми дорогими. Хотя они наиболее экономичны по сравнению с бензиновыми, кроме того они более надежны. Но все определяет высокая цена – поэтому их тоже не часто встретишь в простом российском хозяйстве.

А вот мотоблоки с бензиновым двигателем – самые распространенные. 

Трансмиссия мотоблока. Представляет собой систему узлов, которая предназначена для передачи крутящего момента с двигателя на колеса и рабочий орган мотоблока. Существуют несколько типов трансмиссий, которые устанавливаются на различные типы мотоблоков.

На легкие мотоблоки в основном ставится зубчато-червячная трансмиссия. Она включает в себя два редуктора: зубчатый (верхний) и червячный (нижний). Иногда такие трансмиссии оснащаются валом отбора мощности. 

На мотоблоки средней мощности чаще всего устанавливается ременно-зубчато-цепная трансмиссия. В ней вращение двигателя на вал редуктора передается посредством ремня. В то же время вал редуктора через цепь подает вращающий момент на навесное оборудование или колеса. 
И, наконец, зубчатая трансмиссия ставится на тяжелые мотоблоки. Ее конструкция во многом схожа с трансмиссией трактора. Благодаря зубчатой трансмиссии мотоблоки имеют несколько скоростей (как вперед, так и назад). 

Редуктор

Эта деталь, на которую стоит обратить внимание при выборе и покупке мотоблока. Редуктор непосредственно влияет на надежность и срок эксплуатации “мини-трактора”.  Служит он для передачи мощности с вала двигателя на рабочий орган мотоблока. 

Предпочтительнее модели с разборным редуктором. Такие редукторы ремонтопригодны. К тому же если из строя выйдет лишь часть агрегата, то ее легко заменить, а не покупать новый мотоблок.

Вал отбора мощности. Данный механизм унаследован мотоблоком от трактора. Этот агрегат необходим для работы навесного оборудования. 

Междурядная обработка

Это вторая по важности операция, которую вам предстоит выполнять с помощью мотокультиватора в течение всего сезона. Технически она выполняется так же, как перекопка

Но для успешной обработки междурядий необходимо заранее верно рассчитать их ширину

Для этого надо принять во внимание два параметра: ширину максимального разрастания корневой системы данной культуры и максимальную ширину захвата вашего культиватора. Ширина междурядий (расстояние между средними линиями двух соседних рядов) должна быть равна сумме двух этих параметров

Тогда обработку вы сможете проводить без ущерба для корней растений. А по мере разрастания корневой системы можно уменьшать количество фрез.

Особенности мотоблоков

Мотоблок — это трактор, комбайн, работающий на собственном участке земли. Большая мощность таких машин позволяет устанавливать на них различное навесное оборудование. С его помощью убирают снег и мусор, перевозят грузы. Также сажают картофель и убирают его вместе с другими корнеплодами. Отличия мотоблок имеет большие. Стоит он дороже культиватора. Окончательная цена зависит от типа двигателя, его мощности, от завода производителя. Но торговая марка не всегда является основным отличием.

Для обработки больших земельных площадей требуются мощные машины. Все они оснащены валом отбора мощности. На участках с плохой почвой нужно использовать агрегаты более тяжелые. Для увеличения веса продаются утяжелители колес. Среди особенностей изделия — ширина, которую блок захватывает при работе. В комплект поставки входят фрезы, которые могут устанавливаться и демонтироваться. Это позволяет изменять ширину захвата.

Бензин сегодня стоит дорого. Рекомендуется приобретать для участков с малой площадью бензиновые машины. На больших площадях лучше справляются с работой дизельные агрегаты. К недостаткам дизельного двигателя следует отнести большое количество шума и сложности, связанные с замерзанием дизельного топлива в морозы.

Для обработки дачных и фермерских участков продаются разные навесные орудия. Они предназначены для обработки почвы, для уборки территории, для полива, для перемещения грузов, для посадки и уборки сельскохозяйственных культур.

Виды навесного оборудования

Конструкция мотоблоков позволяет использовать дополнительное навесное оборудование, которое значительно расширяет функционал машины.

Существует несколько видов такого оборудования:

  1. Плуги (оборотный, роторный, окучник). При помощи плуга вспахивают целину и проводят глубинную обработки почвы.
  2. Культиватор или фреза. Это оборудование является одним из основных. иногда оно может быть установлено даже вместо колес агрегата. Культиватор отлично обрабатывает почву и при этом «не затаптывает» ее.
  3. Борона — приспособление, которое используется для разравнивания грядок и разбивать комков земли.
  4. Картофелекопалка — представляет собой плуг-окучник с отвалами, изготовленными в виде прутов.
  5. Косилка — может быть роторной или сегментной. Роторные довольно эффективны во время покоса травы, а сегментные используются для кошения травы между кустами и деревьями.
  6. Ворошилка — приспособление, которые используется для переворота сена, что облегчает его сушку.
  7. Картофелесажалка — оборудование, состоящее из контейнера, нарезателя борозды и окучника. Во время работы в готовую борозду падает картофель, а окучник засыпает его землей.
  8. Сеялка. Работает по принципе картофелесажалки. С ее помощью помощью можно посадить арбузы, морковь, чеснок и лук, помидоры и многое другое.
  9. Прицепы. Данное оборудование способно перевозить грузы весом 300-500 кг.

Помимо этого существует и такое навесное оборудование, как роторная щетка, снегоуборщики, нож-отвал и пр.

Подготовительный этап

Перед тем работать мотокультиватором обязательно проверяют уровень масла в картере. Для этого выкручивают щуп и смотрят, доходит ли  масло, оставшееся на щупе, до риски «минимум». Выше риски «максимум» масло переливать нельзя.

На некоторых моделях есть только одна риска щупов без буквенных маркировок. О том, как точно определить уровень масла на каждой модели, есть информация в Инструкции по эксплуатации к культиватору (мануале).

Если пришло время менять масло, необходимо это сделать. Сроки замены зависят от модели и указаны в Инструкции (от 30-40 до 100 моточасов).

Проверяется наличие топлива. При необходимости доливают бензин для 4 тактных двигателей или бензин с маслом для бензиновых двухтактных в рекомендованной производителем пропорции.

Настраивается рабочая часть. Проверяется состояние фрез. Если они новые, требуется удалить заводскую смазку, протерев её ветошью. Попадание смазки в грунт нежелательно, минеральные масла и добавки в смазках токсичны для растений. К тому же на смазку может липнуть грязь.

Есть типы фрез, которые режут грунт не всей плоскостью, а специальными резцами. Это спиральные фрезы, «гусиные лапки» и т.д. Если резцы затупились, их подтачивают следующими способами:

  • на абразивном круге точильного станка;
  • заточным кругом «обезьянки» (УШМ);
  • напильником.

На фото – фрезы «гусиные лапки»:

При этом, если металл легко точится, значит фрезы некачественные (принцип: легко точится – легко тупится). Работать такими фрезами некоторое время можно, но в перспективе лучше заменить на те, которые сделаны из качественного металла или сплава.

Любой грунт – абразив (стирающий материал), быстро стирает тонкую заточку до закруглений.

Резец должен быть достаточно острым для того, чтобы легко входить в грунт. Имеет значение и качество самого грунта. В сыпучие песчаники фреза входит легко, но как раз песок стирает резцы быстрее всего. Для таких грунтов рекомендуется заточка под тупым углом.

Снимаются транспортные колеса. Исправные фрезы ставят на место. Для легких сыпучих грунтов ставят полный набор фрез. Для тяжелых плотных грунтов – более узкий набор, чтобы не перегружать двигатель.

Далее согласно мануалу запускают двигатель и приступают к работе:

  1. Открывается кран подачи топлива.
  2. Закрывается воздушная заслонка.
  3. Ручка газа ставится наполовину.
  4. Если есть кнопка «пуск», она включается.

Плавным рывком или несколькими, ДВС заводится и агрегат готов к работе.

Но перед этим, если требуется, должен быть подготовлен грунт.

Стебли крупных растений, ботва, вьющиеся сорняки удаляются с участка. Иначе при работе они будут наматываться на фрезы, что затруднит работу. Надо будет часто останавливаться и снимать траву.

Удаляются камни, стекло, пластик и прочий мусор, если он был.

Для большинства грунтов (суглинки, черноземы, сероземы), кроме песчаных, важно выбрать погодные условия. Тяжелые суглинки в сухую погоду каменеют, обработать их мотокультиватором в это время трудно или совсем невозможно

Во влажном состоянии такой грунт становится мягким и рассыпчатым.

Но излишняя влажность также не даст работать. Грязь будет налипать на фрезу, обувь.  Вместо рассыпчатого грунта будут образовываться тестообразные комки.

Поэтому выбор подходящего времени между дождями бывает важен. Для некоторых грунтов – необходим.

К песчаникам и супесям это относится меньше всего. Вода в них быстро уходит вниз, и они сыпучи практически в любое время.

Междурядная обработка

Это вторая по важности операция, которую вам предстоит выполнять с помощью мотокультиватора в течение всего сезона. Технически она выполняется так же, как перекопка

Но для успешной обработки междурядий необходимо заранее верно рассчитать их ширину

Для этого надо принять во внимание два параметра: ширину максимального разрастания корневой системы данной культуры и максимальную ширину захвата вашего культиватора. Ширина междурядий (расстояние между средними линиями двух соседних рядов) должна быть равна сумме двух этих параметров

Тогда обработку вы сможете проводить без ущерба для корней растений. А по мере разрастания корневой системы можно уменьшать количество фрез.

Популярные модели мотоблоков

Российские мотоблоки

В группе легких и средних мотоблоков можно выделить популярный среди потребителей агрегат Нева МБ-1Б-6,0ФС. Данная модель отличается доступной ценой – в среднем 45 000 рублей при достаточно хорошем оборудовании. 

Разработанный производителем редуктор “МультиАгро” позволяет мотоблоку работать на трех передних передачах и одной задней. А с помощью откидного щитка можно осуществлять перестановку ремня, что добавляет дополнительные передачи.

Характеристики Нева МБ1-Б-6,0ФС:

  • Двигатель: Briggs&Stratton RS950 производства США 4-х тактный
  • Мощность: 6 л.с.
  • Масса: 75 кг
  • Количество передач: (3+1)х2
  • Ширина культивации (захват): 86-127 см
  • Глубина обработки почвы: 20 см
  • Топливо: бензин

Другой моделью мотоблока Нева является МБ1-Н “МультиАгро”.  Данный сельхоз-инструмент  предназначен для работ на небольших и средних участках с суглинистой почвой. 

Мотоблок МБ1-Н “МультиАгро” демонстрирует высокие тяговые возможности при меньших затратах  мощности.

Характеристики МБ1-Н “МультиАгро”:

  • Двигатель: Honda производства Японии
  • Мощность: 5,8 л.с.
  • Масса: 75 кг
  • Количество передач: (3+1)х2
  • Ширина культивации (захват): 86-127 см
  • Глубина обработки почвы: 20 см
  • ​Топливо: бензин

Луч МБ1 (Ока МБ1) – мотоблок был разработан еще в 80-ч годах прошлого века. Его отличает простота конструкции, прочность и износостойкость конструкции и высокая ремонтопригодность. 

Несмотря на то, что мотоблок Луч МБ1 не претендует на место идеала сельхозтехники, его конструкцию успешно переняли и успешно выпускают подобную технику под другими марками ряд отечественных и китайских производителей. Причина тому – универсальность мотоблока. 

Предназначен Луч МБ-1 предназначен для обработки небольших участков земли в ЛПХ и на даче. Хорошо работает на легких почвах, на глиняных – заметно “устает”.

К недостаткам мотоблока Луч можно отнести высокую массу. Справиться с такой тяжелой машиной сможет только физически подготовленный человек. 

Характеристики мотоблока Луч МБ-1 (Ока МБ-1)

  • Двигатель: ДМ-1 4х тактный производства России (аналоги мотоблока комплектуются зарубежными двигателями)
  • Мощность: 5 л.с.
  • Масса: 100 кг
  • Количество передач: (3+1)х2
  • Ширина культивации (захват): 71-120 см
  • Глубина обработки почвы: 20 см
  • Топливо: бензин

Согласно отзывам пользователей и статистике второе место по популярности в России после “Невы” занимают мотоблоки “Салют”. 

Главным преимуществом мотоблока Салют является шестеренчатый редуктор. Все дело в том, что такие редукторы обычно ставят только на тяжелые мотоблоки, а машины средней мощности оборудуются цепной передачей. Данный редуктор способен выдержать большие нагрузки, и имеет повышенную стойкость к внешним ударам камней и твердых комьев земли. 

Низкий центр тяжести мотоблока защищает его от опрокидывания. Кроме того, “Салют” оборудован легкосъемными рулем и колесами, что снижает его время сборкиразборки и повышает транспортабельность. 

Характеристики мотоблока Салют 5/Салют 100: 

  • Двигатель: 4-х тактный Honda GX200 Япония / LIFAN 168F-2B / Briggs&Stratton Vanguard 6,5
  • Мощность: 6,5 л.с.
  • Масса: 78 кг
  • Количество передач: 4 передних, 2 задних
  • Ширина культивации (захват): 36-80 см
  • Глубина обработки почвы: 25 см
  • Топливо: бензин

“Kubota” – один из самых надежных производителей. Наиболее популярная модель – Kubota K1-8 позволит обрабатывать даже большие участки. Модель обладает низким уровнем шума. Но главное преимущество мотоблоков – их компактность. 

Характеристики мотоблока Kubota K1-8:

  • Двигатель: 4-х тактный Honda GX200 Япония / LIFAN 168F-2B / Briggs&Stratton Vanguard 6,5
  • Мощность: 8 л.с.
  • Масса: 160 кг
  • Количество передач: 4 передних, 2 задних
  • Водяное охлаждение

Если нужен более легкий мотоблок, то стоит обратить внимание на марку “Кайман”. Мотоблоки этого производителя имеют высокую надежность и ремонтопригодность

Да и 3 года гарантии не могут не радовать. 

Рекомендации по применению мотоблока

Мотоблок – механизм для обработки почвы, его применение способствует сокращению времени на выполнение работ, повышают производительность труда. Агрегат оснащен дополнительными насадками для мини-техники сельскохозяйственного назначения. Их используют для различных видов работ.

В зависимости от объемов работ можно приобрести российский мотоблок: бытовой, полупрофессиональный, профессиональный. Например, Нева, Салют, Кентавр или МТЗ. Эксплуатируют агрегаты постоянно:

  1. В осенний период, когда проводятся работы по сбору урожая.
  2. Весной перед производством посадки, чтобы ускорить созревание почвы.
  3. Для обработки грунта без плуга.
  4. Для довсходовой обработка почвы.
  5. После сбора урожая с целью устранения сорняков и мульчирования верхнего слоя грунта.

Мотоблок не сложно поддерживать в рабочем состоянии, если эксплуатировать его в соответствии с инструкцией и выполнять регулярное техническое обслуживание.

Тонкости выбора

Как выбрать мотокультиватор? Достаточно руководствоваться общепринятыми критериями. Например:

  • Привод. Существующие модели оснащаются бензиновыми или электрическими двигателями. Если уровень шума играет роль, то отдавайте предпочтение электрическим моделям. При этом помните, что они привязаны к источнику питания.
  • Участок. Чем больше земельный надел, тем мощнее культиватор вам понадобится.
  • Экономия. Средний расход топлива мотокультиватора варьируется в пределах 0.4-2 л/час. Этот показатель напрямую зависит от мощности и типа двигателя.
  • Эффективность. Сюда относится глубина обработки почвы, ширина охвата и ассортимент навесного оборудования для данной модели.

Руководствуясь этими нехитрыми советами, можно подобрать качественный и недорогой мотокультиватор, полностью подходящий под ваши требования.

РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ

Окучники

Это приспособления, предназначенные для окучивания картофеля и других культур, а также для прополки и распашки междурядий. Различают три вида окучников, которые могут навешиваться на мотоблок.

Зубовые. Эти насадки могут быть однорядными и двухрядными. Зубья жестко закрепляются на раме и располагаются четко на оси колес мотоблока. Во время работы зубья пропалывают междурядья, одновременно окучивая землей кусты картофеля или другой культуры. Обычно ширина между зубьями (для двухрядных моделей) составляет 25 – 30 см. Такими насадками преимущественно оснащаются агрегаты мощностью 4 – 6 л. с.

Дисковые. Здесь диски похожего плана, как на дисковой бороне. Такой окучник отлично справляется с сорняком и окидывает землей кусты. Некоторые окучники имеют зазубрины на дисках. Диски с зазубринами хорошо справляются с густым сорняком. Расстояние между дисками может регулироваться в зависимости от ширины грядки.

Роторные. В отличие от двух предыдущих видов окучников, роторные являются активными, то есть для них не нужна сцепка – они устанавливаются вместо колес мотоблока. Отлично рыхлят землю, окучивают грядки и срезают сорняк. Но, на наш взгляд, они менее удобные, так как для их установки нужно снимать колеса, что занимает время.

Навеска

Самодельный мотоблок или мотокультиватор дополняют всевозможным навесным оборудованием. Это делается для того, чтобы расширить:

  • функционал;
  • область применения;
  • сезонность выполняемых работ.

Благодаря возможности компоновки, эксплуатировать самоделку можно в любой сезон, даже зимой, что позволяет круглый год задействовать технику. Помимо пахоты и культивирования навесным оборудованием производят вспашку земли, посадку и окучивание культур, выкапывание картофеля, а так же уборку территорий, заготовку сенажа. Если вдобавок к мотоблоку сделать прицепную тележку, то он сможет осуществлять ещё и транспортные функции, помогая перевозить тяжёлые, объёмные грузы. В связи с дороговизной оборудования для навески, многие стараются сделать собственные изобретения, используя чертежи, эскизы, авторское видео. Но если сделать одноточечное прицепное устройство на мотоблоке, то можно купить и новое оборудование, например от мотоблока Нева.

Грохотная картофелекопалка

Изготовление картофелекопалки к самоделке начинают с подготовки кузова каретки, сваренного из проволоки и тонких прутиков. Понять такой процесс поможет представленный здесь эскиз (так же можно воспользоваться видео).


Рис.4. Грохотная картофелекопалка

На оси самоделки перед кареткой устанавливают лопату, сделанную из стального листа и повторяющую форму корпуса картофелекопалки. Сзади к ней приваривают прутики удлинители, слегка загнутые к низу. Описание деталей подробно показано на схеме. Такая конструкция отлично подходит для огорода.

Плуг

Для изготовления плуга к мотокультиватору применяют высокопрочную легированную или листовую сталь толщиною не менее 3 мм. На схеме показан плуг в разобранном виде, главное не ошибиться с размерами.


Рис.5. Самодельный плуг

Сначала на основе чертежа подготавливают лекало и переносят его на картон, а потом — на металл, после чего вырезают при помощи болгарки. Лемех плуга рекомендуется усиливать высокопрочным металлом, например, от дисковой пилы. Отвал и стойку можно сначала сделать отдельно, а затем соединить воедино. Такая конструкция менее уязвима и в случае поломки какого-то элемента, будет легко произвести его замену. В месте закрепление лемеха и корпуса нужно усилить крепление. Также можно сделать и поворотный плуг. Главное чтобы прицепное устройство плуга совпало с крепление заднего прицепного устройства мотоблока. Но для периодичной работы после вспашке нужна борона.

Прицеп

К готовому мотоблоку многие стараются сделать самодельный прицеп или адаптер, оснащённый водительским местом. Мотоблочный прицеп устроен так, что на нем можно сидеть и управлять машиной, одновременно перевозя груз.

Рис.6. Устройство прицепа

1– держатель навесных орудий; 2– консоль; 3– водило; 4– подножка; 5– водительское сиденье; 6– рама; 7– кузов; 8– опорная балка; 9– болт М-8; 10– упорное кольцо; 11– колесо.

Раму для такого прицепа изготавливают из труб, уголков любого сечения. Для колёсной оси используют металлический стержень диаметром 30 мм. Кузов самодельного приспособления смастерить можно из досок, профнастила или листа металла толщиной 1,2-1,5мм. Для повышения прочности деревянный прицеп по углам усиливают металлическими пластинами, а сделанный из профнастила — дополняют рёбрами жёсткости. Крепление прицепа устроено так, что он подключается при помощи шкворня. Главное смотреть, чтобы совпали размеры.

Что потребуется и как можно переделать

На самом деле поставить мотокультиватор на колеса совсем не сложно:

Сначала нужно тщательно измерить посадочные размеры выходного вала, уделяя особое внимание его форме (цилиндр или шестигранник), внешнему диаметру и расстоянию до отверстия под шплинт.
Затем необходимо посетить ближайший садоводческий магазин или заглянуть в интернет, чтобы заказать ступицы (дифференциальные усилители), соответствующие размерам вала культиватора.
Одновременно можно приобрести и колеса (чем меньше диаметр, тем лучше) для вашего будущего мотоблока. Кстати, зачастую колеса со ступицами и дышлом продаются в едином комплекте, что очень удобно.
Прикручиваем купленные колеса к ступицам;
Снимаем фрезы с вала мотокультиватора;
Устанавливаем колеса на вал редуктора.. Специалисты не советуют модернизировать таким способом маломощные культиваторы весом до 45 килограмм и оборудованные червячным механизмом, так как эта переделка может привести к серьезной поломке.Кроме того, при переделке мотокультиватора в мотоблок не стоит использовать старые автомобильные колеса (слишком большой вес и размеры)

Специалисты не советуют модернизировать таким способом маломощные культиваторы весом до 45 килограмм и оборудованные червячным механизмом, так как эта переделка может привести к серьезной поломке.Кроме того, при переделке мотокультиватора в мотоблок не стоит использовать старые автомобильные колеса (слишком большой вес и размеры).

При этом стоит понимать, что культиватор на колесах, на переделку которого потребуется не менее трех тысяч рублей, это может и мотоблок, но не совсем полноценный. Самостоятельно передвигаться такая техника конечно сможет, а вот с использованием навесного оборудования могут возникнуть серьезные проблемы в том случае, если мотор у культиватора слабый (менее 6 л.с.), а понижающий редуктор червячного, а не шестеренчатого, ременного или цепного типа.

Поэтому следующим этапом переделки культиватора в мотоблок должна стать замена (при необходимости) редуктора. Стоимость этой детали в магазинах сравнима с ценой на новый культиватор. Однако можно попытаться изготовить простейший редуктор с двумя противоположными валами в домашних условиях, если владелец культиватора обладает навыками хорошего слесаря/проектировщика и имеет в наличии:

  • измерительные инструменты (линейка, штангенциркуль);
  • запасные части и расходные материалы (подшипники, шестеренки, ремни или цепи, шкивы, валы, прокладки, сальники, труба под подшипники, болты и т.д.);
  • сварочный аппарат;
  • дрель и сверла разного диаметра;
  • «болгарку» или ножовку по металлу;
  • набор отверток и тиски.

Если все это имеется, то можно приступать к изготовлению редуктора:

  1. Рисуем или ищем в интернете подходящий эскиз и рассчитываем передаточное число, беря за основу количество холостых оборотов двигателя плюс 10%.
  2. Делаем раскройку металлического листа толщиной не менее 5 мм., чтобы получить заготовку крышки и корпуса будущей детали.
  3. Разрезаем трубу, и при помощи сварки устанавливаем посадочные места под подшипники.
  4. Собираем корпус и защищаем его лакокрасочным покрытием.
  5. Монтируем подшипники.
  6. Изготовляем и обрабатываем валы из круглых стальных прутков.
  7. Устанавливаем валы с одновременным монтажом звездочек или шкивов, цепей или ремней.
  8. Изготавливаем прокладку между корпусом и крышкой, а также изолируем валы при помощи сальников.
  9. Заливаем в корпус смазочный материал (масло) и устанавливаем крышку.
  10. Размещаем самодельный редуктор на раме культиватора и подключаем к двигателю через выходной вал.
  11. Настраиваем работу редуктора при включенном двигателе, но без особых нагрузок, чтобы приработались детали.

Самодельный редуктор намного расширит возможности культиватора, который сможет работать практически с любым навесным оборудованием.

Устройство и принцип работы культиватора

Большинство культиваторов имеют примерно одинаковую конструкцию. У них есть рама и рабочие органы. Это могут быть фрезерные ножи, диски, лапы и др. Также имеются ходовые или опорные колеса (у навесных моделей они отсутствуют); система крепежа рабочих органов, механизмы для регулировки глубины их хода. С помощью специального устройства культиватор можно переводить в транспортное положение из рабочего.Пропашные агрегаты имеют устройство, с помощью которого устанавливаются рабочие органы на заданное междурядье, а также механизм, позволяющий управлять движением культиватора. Принцип действия культиватора зависит от того, какие рабочие органы у него присутствуют.Лаповые культиваторы позволяют подрезать сорняки, рыхлить почву и вносить удобрения, окучивать растения. Если культиватор оснащен гладкими вырезными дисками, то он позволяет обрабатывать почву на вырубках. Культиватор с игольчатыми дисками, вращающимися в горизонтальной плоскости, разрушает почвенную корку и рыхлит почву в защитной зоне и рядах растений.

Ротационные крыльчатки и каркасно-проволочные рыхлят почву, уничтожают растительность (траву) в рядах. Пальцевые — рыхлят почву, уничтожают сорняки.

Навесное оборудование

Отечественной промышленностью выпускается два вида оборудования для мотоблоков, одно из которых учитывается в его комплектации и предназначается для выполнения основных рабочих операций. Второй вид вспомогательных приспособлений может быть приобретен отдельно за дополнительную плату. К числу входящего в комплект инструмента входят следующие узлы:

  1. Грунтовые зацепы, представляющие собой стальные ободья, оснащенные шипами (фото ниже).
  2. Подъемный механизм подвески.
  3. Плоскорезы для рыхления почвы.
  4. Специальный мульчер.
  5. Пресс-подборщик (для формирования тюков сена).

К обязательным составляющим этого агрегата относят подъемный механизм подвески, который при любом положении груза сохраняет горизонтальное положение. Остальные узлы используются по своему функциональному назначению.

Лучшие легкие мотокультиваторы

Многие люди желают приобрести недорогой и надежный мотокультиватор. В этом случае можно выбрать легкие модели. Их вес варьируется в пределах 9-10 кг. Их стоимость невысокая, но при этом агрегаты довольно надежные. Мощность составляет от 1 до 3,5 лошадиных сил. По сравнению с крупными и более мощными моделями легкие агрегаты имеют только один минус: они не подходят для обработки больших территорий. Максимум – только 15 соток.

Но у таких моделей есть множество преимуществ:

  1. Невысокая стоимость, так что такой мотокультиватор доступен многим. Так как мощность небольшая, то это влияет на стоимость. Такие модели обойдутся намного дешевле.
  2. Мобильность. Благодаря тому, что модель очень легкая, с ее транспортировкой не возникает проблем. Прибор можно будет помещать в любое место, в том числе в багажник автомобиля. Кроме того, такую технику можно самостоятельно переносить.
  3. Обработка даже самых труднодоступных мест. Благодаря тому, что модели легкие и компактные, с ними очень удобно обращаться. К тому же можно достать даже в самые труднодоступные места, где крупная техника не сможет пройти.
  4. Необходимо учитывать, что такие простые модели, которые имеют мощность не более 1,5 лошадиных сил, подходят только для земель, которые уже освоены. Такие агрегаты смогут разрыхлить ее на глубину не более 10 см. У них только 1 передняя передача, а скорость фрезы составляет всего 130 оборотов за минуту. Не получится обработать целину либо уплотненную не обработанную ранее землю. Из-за этого спрос на такие модели невысокий. Кроме того, нужно учитывать, что по надежности они заметно уступают средним и тяжелым моделям, так как все их узлы не получится починить после поломки из-за низкого показателя рентабельности.

Лучший легкий мотокультиватор – это Hyundai T 2000E. По весу он не более 30 кг. Благодаря этому выкатить из сарая его сможет даже человек в пожилом возрасте. При этом модель отлично справится со всеми задачами благодаря двигателю, который сделан в Северной Корее.

Видео-обзор мотокультиватора Hyundai T 2000E

Преимуществами такого мотокультиватора являются следующие свойства:

  • довольно большие фрезы – их диаметр составляет примерно 2 м 80 см;
  • наличие качественного электрического двигателя с мощностью в 2,71 л.с.;
  • редуктор цепного типа;
  • небольшая цена;
  • надежность;
  • возможность вспахивать грунт на глубину в 25 см.

Однако у такой модели присутствуют и недостатки. К примеру, во время ее работы слишком шумно. Кроме того, не получится использовать такой агрегат на больших территориях.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий