Меры предосторожности
Соблюдение мер предосторожности гарантирует исправность всех узлов болгарки в течение продолжительного периода работы:
- не допускать перегрева электродвигателя, графитовых щеток, не превышать допустимую нагрузку на шлифмашину;
- использовать сменные режущие круги соответствующего диаметра;
- предотвращать попадание внутрь корпуса УШМ грязи, песка, влаги и посторонних предметов;
- следить за состоянием смазочной массы в редукторе и подшипниках – ее недостаток или выгорание приведут к повышению нагрузки на электрическую часть инструмента;
- избегать работы в перегруженной сети, например, при работающем сварочном аппарате.
Как проверить якорь болгарки на исправность
Мультиметр — универсальный инструмент, часто используемый для проверки якоря
Многих интересует, как правильно проверять якори, установленные в болгарках от Бош или Интерскол. Прежде чем приступить к диагностике, необходимо провести предварительный визуальный осмотр. С его помощью можно увидеть видимые причины поломки.
Например, таким образом можно будет определить, не оплавилась ли проводка. Если внимательно осматривать деталь, можно заметить различные вмятины или погнувшиеся участки.
Также визуальный осмотр проводится, чтобы убедиться в том, что на витках отсутствует припой и другие токопроводящие элементы. Дело в том, что они нередко становятся причиной появления короткого замыкания, которое приводит к выгоранию ламелей.
Основные сложности перемотки ротора болгарки
Основные сложности при перемотке ротора болгарки, с которыми может столкнуться начинающий мастер:
- Для определения неисправностей обычного визуального осмотра недостаточно. Качественная диагностика проводится только на специальном оборудовании. Без него невозможна и финальная проверка после завершения ремонта, которая покажет, насколько увеличилась работоспособность мотора.
- Чтобы перемотать электродвигатель ротора, его придется разбирать на комплектующие, что под силу только опытному специалисту. На данном этапе также требуется профессиональное оборудование.
- В процессе грубого вмешательства в устройство двигателя можно нанести двигателю повреждения механического характера: помять крышку, щетки, повредить коллекторный узел. Появление новых неисправностей только затянет ремонт эл. двигателей, к тому же сделает его более дорогим.
- Неправильный подбор обмотки, из-за чего двигатель не будет работать или будет делать это не в полную силу. Диаметр обмоточной проволоки, ее длина и другие характеристики должны соответствовать старой обмотке.
- Изменение технических характеристик в процессе ремонта эл. двигателей.
Чтобы избежать таких ошибок, для перемотки двигателя лучше обращаться к профессиональному мастеру. После замены обмотки он также покроет катушку защитным лаком и специальной просушкой, а также протестирует модернизированный мотор.
К тому же, болгарка довольно опасный инструмент. Никто не гарантирует безопасность, если после некачественного ремонта болгарка вдруг выйдет из строя или нанесет вред окружающей обстановке, человеку. Чтобы этого избежать, советуем доверять только профессионалам.
Профилактика УШМ
Профилактика болгарки включает в себя соблюдение паспортных требований при ее эксплуатации, выполнение периодического техобслуживания и проведение плановых ремонтов. В первую очередь необходимо строго соблюдать соотношение циклов работы и перерывов, рекомендованные производителем. Также необходимо периодически выполнять очистку внутреннего пространства корпуса болгарки от пыли, своевременно менять щетки и производить смазку редуктора. При возникновении в процессе работы болгарки устойчивых вибраций и нехарактерных звуков следует незамедлительно осуществить внутренний осмотр механической части и провести необходимый ремонт.
Болгарка используется для выполнения многих задач в хозяйстве. Регулярное применение может привести к поломке устройства. Наиболее часто ломающимся элементом является якорь. На него действует высокая тепловая нагрузка, а также сказывается механическое и электромагнитное влияние. В итоге многим умельцам приходится думать о ремонте этой детали.
Сложная петлевая обмотка
При необходимости получить еще большее число параллельных ветвей применяют сложную петлевую обмотку якоря (рис. 13.8). Такая обмотка содержит две простые петлевые обмотки (m = 2), поэтому у нее число параллельных ветвей удвоено, т.е. 2а = 2 * 2р = 4р. Такие обмотки необходимы в машинах значительной мощности при низком напряжении сети: 12; 24; 48 В.
Для того чтобы распределение токов в параллельных ветвях обмотки якоря было одинаковым, необходимо, чтобы электрическое сопротивление этих ветвей не отличалось друг от друга и чтобы ЭДС, наводимые в секциях, составляющих каждую параллельную ветвь, были одинаковыми. При несоблюдении этих условий между параллельными ветвями появляются уравнительные токи, нарушающие работу щеточно-коллекторного контакта.
Исключение составляет простая волновая обмотка, секции которой равномерно распределены под всеми полюсами машины, поэтому магнитная не симметрия машины не вызывает появления в этой обмотке уравнительных токов. Что же касается простой петлевой и всех видов сложных обмоток якоря, то в них всегда имеются причины к появлению уравнительных токов. Это приводит к необходимости применения в указанных обмотках так называемых уравнительных соединений, по которым замыкаются уравнительные токи, разгружая щеточно-коллекторный контакт от перегрузки. Уравнительные соединения усложняют изготовление обмотки якоря и ведут к дополнительному расходу обмоточной меди.
Болгарка, краткое описание
Угловой шлифовальный электроинструмент (УШМ), в просторечии — болгарка, представляет собой разновидность машин, предназначенных для бытовых и производственных абразивных ремонтных работ. Своё народное название УШМ получило в СССР, из-за того, что эти машины массово завозились из Болгарии ( в городе Пловдиве). В начале своей истории, болгарки применялись исключительно для полировки и шлифования поверхностей. Со временем, благодаря использованию других специальных насадок, они стали выполнять и функцию резки.
Устройство
«Строение» болгарки стандартно практически для всех моделей и отличается только неконструктивными отличиями компоновки внутренних модулей. Состав УШМ:
- корпус — ударопрочный пластик;
- электродвигатель — статор, ротор и помехоподавляющий фильтр;
- шестерёночный редуктор с поворотом на 90° — в собственном алюминиевом отделении основного корпуса;
- наружные графитные щёткодержатели и внутренний вентилятор охлаждения;
- кожух защиты и дополнительная рукоятка.
Более продвинутые модели могут быть оснащены: кнопкой плавного включения/выключения; расцепительной муфтой; приспособлением, которое регулирует скорость вращения шпинделя; SJS-защитой двигателя от пиковых перегрузок при резком заклинивании.
Для функционального применения болгарки отдельно покупаются диски и насадки — шлифовальные, обдирочные с проволочной щёткой или отрезные.
Критерий подбора
Выбор разновидности болгарки зависит от планируемой частоты и непрерывной длительности использования — маломощные бытовые (700−900 Вт), средние полупрофессиональные (900−1500 Вт) и мощные профессиональные (свыше 1500 Вт) машины. Для круглосуточной производственной эксплуатации выпускаются индустриальные УШ-Машины.
Скорость современных профи-УШМ сегодня может достигать 11 000 об/мин. Мощность болгарки зависит от параметров ротора и напрямую влияет на размер применяемых дисков и насадок — чем выше мощность, тем больше размер, и тем большую площадь поверхности можно обработать за единицу времени.
Как проверить якорь на болгарке?
Правила визуального осмотра
Стандартная диагностика предполагает зрительный анализ устройства. Нужно проанализировать целостность провода и подачу тока на коллектор мотора. При нормальной подаче питания следует осмотреть болгарку изнутри. Разобрать устройство не составит большого труда. Лучше всего при разборе сфотографировать расположение основных модулей устройства. После разборки провести зрительную проверку якоря на такие свойства:
- ход якоря должен быть свободным;
- отсутствие черных пятен и запаха, которые могут говорить об оплавлении обмотки, изоляционный лак которой оставляет следы;
- отсутствие скомканных витков и остатков припоя, что приводит к короткому замыканию;
- на контактах ламели не должно быть выгорания, иначе следует проверить связывание петушка ламели и шинки обмотки;
- отсутствие изношенных или выгоревших пластинок;
- пространство между ламелями не должно содержать графитовые остатки от щеток.
Если при зрительном осмотре не выявлены недостатки, то необходимо провести проверку приборами. Якорь на болгарке можно проверить как при помощи тестера, так и воспользовавшись обычной лампочкой.
Осмотр с помощью тестера
Мультиметр выставляется в положение омметра. Задается сопротивление 200 Ом. Щупы подсоединяются к ламелям, находящимся рядом друг с другом. Если значение на приборе меньше 1 Ом, то присутствует короткое замыкание. При значении больше среднего возможно наличие обрыва витков. При высоком значении сопротивления или отсутствии какого-либо значения (в случае применения цифрового прибора) также можно судить об обрыве.
Бывают ситуации, когда обрыв не обнаруживается. Тогда делается пробой на массу. При максимальном сопротивлении один из щупов ставится на вал, а другой перемещается по пластинкам. Если значение нулевое, то повреждения нет. Потом мультиметром таким же образом проверяется ротор. Щуп в этом случае перемещается по ламелям. При невозможности выполнить проверку тестером применяется лампочка.
Контроль при помощи лампочки
При отсутствии под рукой прибора многих интересует вопрос, как проверить болгарку на возможные поломки якоря. Подающий питание провод разрывается, и в место разрыва одного провода помещается лампочка. Затем вращается вал. По смене яркости лампочки можно судить о замыкании между витками. В случае отсутствия горения, возможны такие выводы:
- расположение щеток не соответствует работающему положению, вследствие срабатывания подпорной пружины;
- разрыв питающего контура;
- замыкание либо разрыв в обмотке статора.
Можно прозвонить индикатором коротко замкнутых витков и прибором проверки якорей. Это может сделать опытный человек.
Устройство якоря болгарки
Якорь двигателя болгарки представляет собой токопроводящую обмотку и магнитопровод, в который запрессован вал вращения. Он имеет на одном конце ведущую шестерню, на другом коллектор с ламелями. Магнитопровод состоит из пазов и мягких пластин, покрытых лаком для изоляции друг от друга.
Схема якоря болгарки
В пазы по специальной схеме уложены по два проводника якорной обмотки. Каждый проводник составляет половинку витка, концы которого попарно соединяются на ламелях. Начало первого витка и конец последнего находятся в одном пазу, поэтому они замкнуты на одну ламель.
Ламели коллектора