Грузоподъёмные траверсы. работаем с большим грузом.

Грузозахватные механизмы

Грузозахватные механизмы облегчают ручной труд грузчиков и более безопасны, погрузка происходит быстрее. Они выгодны при перемещениях большого количества однотипных предметов. Устройства поворачивают и фиксируют груз в определенном положении перед подъемом. Крюки, многоветвистые стропы, рамы, такелажные точки — примеры грузозахватных механизмов. Навешиваются на крюк подъемного крана.

Существует несколько разновидностей грузозахватных приспособлений:

  • эксцентриковые, представляющие собой диски со смещенным центром поворота. Выпускаются ручные и самозатягивающиеся захваты. Лучше всего подходят для погрузки плоских товаров с большой площадью (стальные листы, древесностружечные плиты);
  • клещевые, с зажимами — это рычажные системы, в которых захват груза осуществляется подвижными выступающими стержнями или пластинами; ими удобно грузить трубы, древесину (кругляк), бетонные и железные балки;
  • вилочные — для подъема и транспортировки груза на специальных площадках — поддонах и паллетах;
  • винтовые — фиксация осуществляется винтами;
  • магнитные, на постоянном или переменном токе; идеальны для перемещения металлолома, крепежа, мелких предметов из железа и стали.

Соблюдение правил строповки обеспечивает безопасность работ, связанных с перемещением грузов.

Что такое траверсы?

Стропы и траверсы, как правило, используются вместе – это значительно облегчает подъём любых грузов, в том числе со смещённым центром тяжести. Сама траверса представляет из себя балочную, трубную или рамную конструкцию, располагающуюся на тросе между подъёмником и грузом и предназначена для равномерного распределения веса груза при его подъёме, обеспечивая при этом минимальный угол строповых ветвей.

Базовых размеров для траверс не так много – в основном, они изготавливаются на заказ в соответствии с техническим заданием, в котором указываются требования к грузоподъёмности, количеству точек строповки, надёжности, типу конструкции и.т.д. Выделяют три основных типа траверс – грузоподъёмные, монтажные и магнитные:

  • грузоподъёмные траверсы используются для подъёма тяжёлых строительных конструкций из дерева, стали, железобетона и.т.д., вследствие чего к их прочности и устойчивости предъявляются особые требования. Каждая грузоподъёмная траверса оснащается специальной тормозной конструкцией, состоящей из захватов, распорки и непосредственно строп. Поднимаемый предмет закрепляют при помощи захватов и специальных штырей, которые убираются уже после осуществления подъёма или монтажа. Сама траверса крепится к тросу лебёдки или крана при помощи специальных скоб или крюков;
  • монтажные траверсы используются вместе с подъёмными кранами для подъёма различных грузов малой и средней тяжести, поэтому обладают более лёгкой конструкцией. Могут выпускаться в нескольких видах исполнения – линейном, линейном трубном, Т- и Н-образном или рамном. Количество точек строповки может разниться от одной до шести;
  • магнитные траверсы значительно отличаются от предыдущих моделей как конструкцией, так и принципом работы. Для подъёма грузов в данном случае используется в основном магнитное поле, которое создаётся четырьмя блоками, расположенными по площади траверсы. Длина конструкции может регулироваться и увеличиваться (до 12 метров!), блоки – меняться местами в особенности от специфики груза. Часто для обеспечения данных функций в траверсе используется гидравлический двигатель с двумя рабочими цилиндрами.

Подытожив вышесказанное, следует отметить, что использование данных видов оборудования не обязательно при проведении грузоподъёмных работ – однако важно помнить, что на первом месте всегда должно стоять качество и надёжность работы, а также ответственный подход к поставленной задаче. Таковым, по большей части, является грамотное распределение ресурсов и подбор соответствующих инструментов. Только так можно не только избежать материального и физического ущерба, но и заслужить доверие клиентов, а значит – прибыль, которая в дальнейшем сможет во много раз покрыть все изначальные расходы

Только так можно не только избежать материального и физического ущерба, но и заслужить доверие клиентов, а значит – прибыль, которая в дальнейшем сможет во много раз покрыть все изначальные расходы

Таковым, по большей части, является грамотное распределение ресурсов и подбор соответствующих инструментов. Только так можно не только избежать материального и физического ущерба, но и заслужить доверие клиентов, а значит – прибыль, которая в дальнейшем сможет во много раз покрыть все изначальные расходы.

Обвязка груза

Обвязка груза предусматривает его захват и перемещение без использования закладных элементов. Существует два основных (типовых) способа обвязки:

– свободная укладка
– “на удавку”

Первый способ является более щадящим к грузу и такелажу, так как он просто укладывается между стропами. Его можно применять только в том случае, если гарантировано у стропов нет возможности сдвинуться вдоль груза. Для предотвращения скольжения (перемещения вдоль груза) стропов могут применяться распорки.
При обвязке груза “на удавку” он зажимается стропом под своим весом. Захват груза при правильном выполнении надежный, но есть вероятность повреждения груза и больше изнашиваются стропы.
При обвязке длинномерных грузов (трубы, листы, лесоматериалы) нужно учесть, что угол между стропами не должен быть более 90 градусов. При захвате груза с острыми ребрами под углы ставятся специальные или из подручных материалов проставки, так как есть вероятность разрушения стропа и падения груза. Можно использовать кусок доски или бруса, резину достаточной толщины и т.п.

Зависимость грузоподъемности стропа от способа обвязки

Грузоподъемность стропа, которая для стандартных условий указана на бирке, изменяется в зависимости от способа обвязки груза. Зависимость следующая:

– затяжка груза петлей – минус 20% грузоподъемность от указанной на бирке – свободная укладка на 2 стропах – плюс 100% – угол между ветвями 45 град. – минус 10% – угол между ветвями 90 град. – минус 30%

Если при обвязке есть несколько условий, меняющих грузоподъемность, они суммируются. Например, при затяжке длинномерного груза 2 петлями при угле между ветвями 45 град., для каждого стропа грузоподъемность следует уменьшить на (20+30) 50%.

Особенности профессии

Для работы с грузоподъемными механизмами недостаточно пройти курс обучения и получить допуск медкомиссии. Работа с кранами предполагает наличие: • физической силы для работы со стропами, траверсами, захватами, которые могут весить не один десяток килограмм; • глазомера для определения скорости движения груза при его перемещении; • координации для строповки на высоте грузов нестандартной конфигурации и приведения их к нужному положению для укладки; • скоростью реакции для принятия решений при работе с грузоподъемными механизмами, в случае возникновения нестандартных ситуаций; • внимательность, поскольку за секундной утратой внимания может последовать аварийная ситуация; • ответственности – свойства, присущего человеку, работающему с кранами, осознающему зависимость от него безопасности, здоровья и жизни других людей, а также сохранность груза и грузоподъемного механизма. Наличие этих свойств, гарантирует производительную и безопасную работу с грузоподъемными механизмами.

Как изготавливают траверсы?

Изготовление траверс не отличается большой сложности и определяется типом конструкции будущего изделия. Всего этих типов два:

  • балочный;
  • трубный.

При производстве первых используются элементы из металлопрофиля и конструкционной стали – металлические уголки, швеллеры, обрезки металлических балок и двутавров. Сборка производится на специальных станках, на которых два элемента будущего изделия укладывают рядом друг с другом и сваривают в соответствии с нормами регулирующих документов. Аналогичным образом производится соединение крепёжных элементов – скоб, проушин, пальцев – и строповочных петель.

Перед проведением сварки все элементы должны быть обработаны в соответствии с выбранным климатическим исполнением конструкции. По завершению сборки на корпус траверсы наносятся соответствующие отметки, в которых указывается серия изделия, дата изготовления, марка фирмы-изготовителя, при необходимости – некоторые технологические параметры материалов и самой траверсы.

Для трубной траверсы изготовление сопряжено со значительно меньшими сложностями. Сперва обрезается необходимый участок трубы, загибаются и запаиваются его концы; также в них может просверливаться отверстие и вкручиваться болты для большей надёжности и герметичности. Далее поверхность трубы очищается и обрабатывается, после чего к ней приваривают крепёжные элементы и приспособления для крепления строп; после чего траверса окрашивается и получает необходимую маркировку.

Важно упомянуть, что перед поступлением в продажу все грузоподъёмные конструкции в обязательном порядке проходят лабораторные испытания на прочность и изгиб. В случае возникновения каких-либо повреждений или иных несоответствий с утверждёнными нормами технологической безопасности, изделие бракуется

К слову, нагрузки, которым подвергают изделие в стенах лабораторий, превышают номинальные примерно на 15-20%

К слову, нагрузки, которым подвергают изделие в стенах лабораторий, превышают номинальные примерно на 15-20%.

Любая строительная фирма изготовит Вам траверсу, но каким окажется её качество? С уверенностью можно говорить об использовании только тех моделей, которые прошли технологические испытания на прочность, о чём имеется соответствующая отметка в техническом паспорте и сертификате соответствия.

Примеры узлов грузоподъемных траверс работающих на сжатие.

Рис 4а — типичный узел 

На рис. 4а показана простейшая конструкция — пластина с верхним и нижним отверстиями вваренная в прорезь. Независимо от применяемой оснастки и такелажа в таком узле у нас всегда будет плечо между проекциями действующих сил, и как следствие момент в узле. Отсюда изгиб балки и потеря несущей способности на сжатие. Из-за ошибки в дизайне надежность конструкции будет меньше теоретически достижимой.

Изгибающий момент при таком дизайне равен усилию от нижнего стропа помноженному на плечо А

М=F*A

Как видно изгибающий момент растет пропорционально уменьшению угла альфа.

Рис. 4b — выравние по нейтральной оси

Пример приведенный на рисунке 4b показывает серьезный прогресс в дизайне. Верхняя проушина расположенна под углом и если верхний строп будет расположен под тем же углом тогда проекции усилий от нагрузки и подъемного устройства пересекутся на нейтральной оси, это позволит избежать появления момента. Но все такелажники знают, что на практике это редко удается реализовать. Почти всегда нижний строп отклоняется от вертикали в ту или иную сторону.

Другая рабочая ситуация — распорка используется для подъема нескольких типов груза разного размера и веса. Вместо того чтобы удлиннять или укорачивать распорку (добавляя или убирая доборные элементы  в случаях модульных траверс), подгоняя размер под габариты груза возникает желание использовать уже собранную оснастку, чтобы сэкономить время. Естественно углы строповки меняются, и опять появляется момент.

Что касается верхних стропов, то, как только угол верхнего выступа известен, для такой траверсы можно назначить фиксированную такелажную оснастку со стропами подходящей длинны, в соответсвии с угловым смещением верхней проушины. Однако при выходе из зазора эти верхние стропы могут быть заменены на более короткие, итог тот же —  изгибающий момент в стержне траверсы.

Как мы можем преодолеть эти нежелательные ситуации, когда в стрежне распорки образуется изгибающий момент (для которых он не был разработан), но не потерять гибкость и использовать распоку на площадке для грузов разного размера и веса?

Как правильно выполнить строповку груза?

Для выполнения строповки необходимо знать или определить следующие параметры груза: схема строповки, масса.

Схема строповки

Схема стоповки – чертеж с указанием точек и способов захвата / обвязки груза. Передается стропальщику перед началом выполнения работ.Запрещается производить работы не ознакомившись со схемой строповки. Естественно, в частных условиях схема строповки не всегда есть и погрузка / выгрузка выполняются по типовым правилам. Вот некоторые типовые схемы строповки:

– перемещение строительных плит или блоков производиться с захватом крюком за специально предусмотренные петли. Количество строп должно соответствовать количеству петель, иначе возможен разлом конструкции.

– перемещение грузов длиной до 2-х метров можно выполнять строповкой на удавку в месте его центра тяжести как на рисунке ниже

– типовая схема строповки длинномерного груза (бревна, трубы, фасонный металлопрокат) производиться захватом 2 универсальными стропами УСК на удавку с расстоянием от края груза не более четверти длины груза.Длина стропа должна быть не менее трех четвертей длины груза, что обеспечивает максимально допустимый угол между стропами менее 90 град.

– строповка листового металла производится с помощью специальных струбцин или эксцентриковых захватов. Допускается обвязка универсальными (например, УСК) стропами с использованием подкладок (напр. квадратных деревянных брусков, досок)

– строповка оборудования производиться за специально предусмотренный такелаж – рым-болты, цапфы, петли, крюки, закладные и т.п.

Масса груза

Масса груза указывается на упаковке. Для выполнения грузоподъемных / такелажных работ применяется параметр – масса брутто (в упаковке). Также масса груза может быть указана в товаро-транспортных документах. Сведения о массе изделия или конструкции можно получить на сайте изготовителя или по телефону. Запрещается выполнять строповку при неизвестной массе или если это “мертвый груз” – примерзший, укопан в землю, присыпан, анкерован и т.п.

Снятие строп с груза

Когда груз перемещен, его освобождают от строп. К этой процедуре приступают тогда, когда оборудование стоит на прочной основе и не может самостоятельно сдвинуться или опрокинуться. Перед этим ослабляют натяжение тросов; на каждом крюке размыкают предохранительные устройства, вынимают крюки из проушин, с острых граней снимают защитные прокладки.

После подъема строп становится возможной перевозка станков и другие действия: установка, подключение, испытания. Для того, чтобы длинномерные круглые предметы не раскатывались, применяют ограничители и страховочную обвязку. Для подъема бетонных изделий на высоту используют захватные приспособления с дистанционным управлением. Захваты снимают после завершения монтажа.

Категорически запрещается:

  • использовать неисправное, непроверенное такелажное оборудование;
  • применять стропы, не соответствующие весу и характеристикам груза;
  • стоять под грузом, под работающими частями подъемных механизмов, в зоне их движения и на пути перемещения оборудования;
  • вставлять крюк в проушину не полностью, с усилием, поправлять ударами молотка, монтировки;
  • не поправлять стропы и крюки «на ходу», когда движение уже началось;
  • работать без средств индивидуальной защиты: каски, перчаток, спецобуви.

Плоскостные и пространственные грузоподъёмные траверсы

Ввиду сниженной жёсткости таких устройств их длина не должна превышать 3,5…4 м. Линейные траверсы в виде балок состоят из четырёх частей – собственно балки (в пазах которой перемещаются грузовые кольца строп), двух консольно расположенных связей, опорной стойки и подвески. Количество строп может варьироваться от двух до четырёх (последний вариант используется в том случае, если траверса – балансирная). Иногда на консолях таких траверс предусматривают гнёзда под установку дополнительных секций, но это рекомендуется лишь при подъёме габаритных грузов малого веса, и лишь внутри помещений. Безопаснее в таких случаях применять не составные, а цельные траверсы.

Линейные грузоподъёмные траверсы трубного типа конструктивно проще. Они представляют собой горизонтальную балку, к противоположным концам которой монтируются две стальные передвижные обоймы под стропы. Противоположный конец стропа прикрепляется к проушине, приваренной к верхней плоскости трубчатой балки.

Грузоподъёмность плоских траверс ограничивается 4…6 т, однако выпускаются и особые конструкции таких приспособлений, позволяющие увеличить допускаемую нагрузку до 8…12 т. Обоймы траверс в этом случае – треугольные, причём в каждой точке треугольника имеются захваты, которые позволяют разнести по ширине точки прикрепления строп.

Надёжность линейных траверс зависит от способа захвата груза. Применяются следующие типы захватов:

Пальцевые, предназначенные для перемещения длинномерных грузов, круглых в плане. Вильчатые, которыми удобно перемещать пакетированные грузы с хотя бы одной гладкой плоскостью. Грейферные, при помощи которых возможно перемещение высоких длинномерных конструкций, с последующим механическим расцеплением. Рычажно-эксцентриковые, которые фиксируют транспортируемый груз с помощью возникающих сил трения. Их можно изменять в зависимости от веса груза.

Маркировка плоских траверс – 2СКТ, 2СКТ (тип В), 3СКТ. В траверсах 2СКТ подъём выполняется за центральную часть, в 2СКТ (тип В) – за две противоположные точки, траверсы типа 3СКТ (только трубного исполнения) снабжаются регулируемыми по размерам обоймами.

Пространственные траверсы обычно маркируются 4СКТ, 5СКТ, 6СКТ, 7СКТ или 8СКТ. Маркировка 4СКТ соответствует траверсам т-образного типа, которые поднимают груз за три точки. Траверсы типа 5СКТ имеют н-образное исполнение, которое позволяет захватывать груз за четыре и более точек опоры. Исполнения 6СКТ и 7СКТ различаются лишь допускаемыми нагрузками на элементы траверс: для 7СКТ такие нагрузки могут быть выше, поскольку средняя часть приспособления дополнительно усиливается стальной растяжкой. Такие траверсы иногда называют траверсами – спредерами.

Пространственные траверсы имеют рамный тип, а потому считаются наиболее надёжными. Их преимуществом является также разнообразие креплений и захватов.

Траверсы 8СКТ изготавливаются разборными. При соединении нескольких элементов в сборе такие приспособления могут поднимать груз весом до 16 т, и размерами более 10 м. Всё зависит от возможностей крана и условий, в которых он действует.

https://youtube.com/watch?v=gYtbZhjohrQ%3F

Типы захватных приспособлений

На сегодняшний день предусматриваются различные схемы строповки с применением траверс, захватов и строп нескольких типов. Траверсой называется простое на первый взгляд приспособление в балочном, трубном или рамном исполнении, представляющее из себя своеобразный предохранитель, располагающийся между подъёмником и поднимаемым грузом; причём, «предохраняет» он и то, и другое.

Строповка с применением траверс

Грузозахватные приспособления на краях траверсы (в зависимости от конструкции их количество разнится от одного до шести) позволяют максимально равномерно распределить вес груза и обеспечить равномерный подъём без рывков и наклонов. Соответственно, значительно снижается риск какого-либо повреждения груза и обрыва рабочего троса.

Захваты используются в тех случаях, когда груз не имеет монтажных петель и отсутствует возможность их адекватной замены. В зависимости от привода различают механические, электрические и пневматические захваты в следующих вариантах исполнения:

Полезная информация
1штыревые – для подъёма элементов строительных коммуникаций, колонн и ферм
2фрикционные – для высокотоннажных грузов цилиндрической формы
3рамочные – разновидность фрикционного захвата для подъёма на малую высоту
4клещевые – для подъёма длинномерных грузов, отличающихся малой шириной (рельсы, трубы, балки и.т.д.)
5вилочные – для монтажа лестниц и плиточных конструкций
6вакуумные – для подъёма крупногабаритных плиточных конструкций с гладкой поверхностью. При этом используется принцип разрежения воздуха между захватом и грузом, обеспечивающий необходимую силу притяжения

Виды

На сегодняшний день существуют следующие типы конструкций:

  1. Линейные. Типовые конструкции для транспортировки длинномерных предметов. Применяются, если необходимо погрузить или разгрузить трубы, слябы, арматуру, стальные заготовки, рельсы, листы металла, брёвна и другие пиломатериалы. Используются также для погрузки/разгрузки автомобилей и контейнеров. Способ строповки линейной траверсы определяет вид грузозахватных механизмов, размещённых по краям и в центральной части. Траверса первого типа монтируется на крюк крана. Широко используется на предприятиях, в портах и так далее. При использовании такого механизма необходимо выполнять выравнивание груза, чтобы не произошло перевешивание в какую-либо сторону. Траверсы второго типа удобны в работе с грузами со смещённым центром тяжести. За счёт своей конструкции они не допускают перевешивания груза с одной части на другую.
  2. Трубные. Относятся к линейным механизмам. Трубная траверса представляет собой балку, закреплённую в горизонтальном положении. На торцах расположены передвижные обоймы из стали, предназначенные для монтажа строп. Производятся цельными и разборными. Главное преимущество элементов трубного типа – возможность изменения длины. При этом грузоподъёмность оборудования остаётся неизменной. Трубные траверсы широко используются на предприятиях, где необходима транспортировка продукции разной длины.
  3. Для контейнеров. Устройство, оснащённое автоматическими захватами, позволяет минимизировать труд стропальщика. Крепление контейнера осуществляется за верхние фитинги.
  4. Т-образные. Такие траверсы имеют три точки крепления, они используются для переноса грузов, у которых центр тяжести смещён. Применяют их преимущественно при необходимости транспортировать токарные и фрезерные станки, строительные материалы и так далее. В устройстве используется переставное звено. Его применяют для точного определения центра тяжести груза и предотвращения перекоса самой траверсы. Максимальная грузоподъёмность конструкции может достигать 32 тонн.
  5. Спредер 4-точечный. Основным предназначением является перемещение крупногабаритных предметов. Имеет четырёхточечное крепление для предотвращения смещения центра тяжести. Оснащается стальными или гибкими стропами, например, канатными, цепными, текстильными.
  6. Спредер одноточечный. Основное отличие от предыдущего устройства – строповка самой конструкции выполняется за элементы траверсы, расположенные по центру.
  7. Н-образная. Предназначена для перемещения крупногабаритных грузов с креплением на четыре точки. Возможно использование в ограниченных пространствах. Используется для транспортировки контейнеров, проката, строительных конструкций. В целях обеспечения удобства и безопасности, траверсы такого типа оснащены гибкими стропами и различными видами грузозахватных механизмов.
  8. Спредер (трубный.) Конструкция такого типа позволяет подобрать габариты в зависимости от размеров груза, добавив или сняв отдельные элементы. При этом грузоподъёмность траверсы не меняется. Пользуется спросом на предприятиях, производящих продукцию разных размеров (преимущественно, промышленные, машиностроительные и т. п.).
  9. Линейная траверса с растяжками. Оснащена дополнительными элементами с целью увеличения жёсткости и грузоподъёмности оборудования.

При правильном выборе траверсы можно существенно увеличить оперативность погрузочно-разгрузочных работ, снизить вероятность получения травм персоналом на производстве, выполнить большее число операций.

Предлагаем ознакомиться со статьями:

  • Особенности технического обслуживания кранов
  • Шинопровод: особенности конструкции и монтажа
  • Козловой кран: особенности и область применения

Разновидности траверс

Стандартная конструкция отличается своей предельной простотой и представляет собой прямую балку или обрезок трубы, на концах которой располагаются петли для крепления строп (на равном расстоянии друг от друга), а в центре – скоба или проушина для размещения на крюке грузового троса подъёмника.

Грузоподъёмное оборудование данного вида используется преимущественно для работы длинномерных грузов с малой площадью поперечного сечения – в число таких грузов могут входить некоторые элементы конструкции здания, трубы, брёвна и доски, рулонные материалы и т.д. Длина и ширина самой траверсы определяется в соответствии с предполагаемыми нагрузками и массой транспортируемого груза.

Для работы с крупногабаритными предметами используются пространственные или рамные траверсы. Первые, как правило, изготавливаются в Т- и Н-образном исполнении, с тремя и четырьмя точками крепления строп соответственно, что позволяет работать практически с любым грузом, вне зависимости от способа строповки. Конструкция крепится на тросе подъёмника в центральной части (Н-образные траверсы – в центре перемычки). Различные модели могут отличаться в зависимости от своих габаритов, грузоподъёмности и используемых в процессе производства материалов (от алюминиевых и стальных до титановых сплавов.

Разновидности траверс

Рамные траверсы (или, как ещё называют, спредеры) используются для подъёма крупногабаритных грузов – например, массивных металлических контейнеров, бетонных плит и пр.  Как правило, имеют форму квадрата или прямоугольника с одной или двумя перемычками; впрочем, существуют и более нестандартные модели треугольной, пятиугольной и других форм – по специальному заказу. Спредеры отличаются высокой грузоподъёмностью (от 10 тонн) и часто применяются на контейнерных складах, машино- и краностроительных заводах, крупных строительных объектах и т.д.

Часто применяется такая конструкция, как балансирная грузоподъёмная траверса (балансир). Она состоит из двух балок, соединённых друг с другом в центральной части; при этом одна балка остаётся монолитной, а вторая может двигаться в вертикальной плоскости (для наглядности, можно привести аналогию с весами или качелями).

Данное изделие является своего рода панацеей, когда приходится сталкиваться с грузами нестандартных габаритов, точки строповки которых располагаются на разных уровнях. Подвижный элемент позволяет проводить строповку груза максимально удобным образом, избегая перегибов, излишнего натяжения такелажа и напряжения захватных элементов.

https://youtube.com/watch?v=NypJISwtxjU

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий