Обзор бензопилы Тайга ТБП 4000 и ее модификаций

Топовые модели

Еще 6-8 лет назад, выбирая наиболее популярные модели марки Тайга, бензопила 245 вошла бы в этот список. Сегодня же эта пила является морально устаревшей на фоне иностранных и отечественных разработок.


Бензопила Тайга 245

Но среди множества недостатков стоит выделить одно главное преимущество этого устройства — надежность. Множество дачников до сих пор пользуются тайгой 245, приобретенной еще в СССР. Выбирая флагманы среди новых моделей, можно выделить: ТБП-4000, ТБП-6300 и БП-3650, БП-3840. Подробнее рассмотрим эти модели.

Тайга ТБП-4000

Тайга ТБП-4000 — это одна из наиболее популярных моделей производителя. Мощность этого устройства составляет 4,0 кВт, длина шины 45 см. Множество владельцев используют при работе шину в 50 см, мощности пилы для этого достаточно.


Бензопила Тайга ТБП-4000

С помощью бензопилы можно пилить деревья диаметром до 70 см. Полного бака топлива хватает на 30-45 минут непрерывной работы. Эта пила является полупрофессиональной, но она часто используется на лесозаготовительных предприятиях. Для выполнения работ в саду такая пила не подойдет из-за большого веса — 6,5 кг.

Тайга ТБП-6300

Эта бензопила — профессиональная, её мощность составляет 6,3 кВт. Для распиливания большого количества древесины такая пила не подойдет, поэтому её редко используют в лесу.


Бензопила Тайга ТБП-6300

При длительном использовании она быстро нагревается и теряет мощность, но хорошо работает в условиях минусовых температур. Конструкция усовершенствована несколькими дополнительными функциями. Подробный обзор можно посмотреть здесь.

Тайга БП-3650 и 3850

Тайга БП-3650 и 3850 — это небольшие бытовые бензопилы. БП-3650 — компактная и удобная в управлении, от последующей модели отличается немного большим весом (6,5 кг).


Бензопила Тайга БП-3650 Бензопила Тайга БП-3850

Тайга БП-3850 — более мощная и легкая модель, её вес составляет 5,5 кг. Пила подходит для заготовки дров различной плотности, хорошо справляется с мерзлой древесиной. Эти модели выпускаются в двух вариациях: с набором дополнительных пильных деталей и без них.

Инструкция по эксплуатации

Описанная выше бензопила «Тайга» время от времени должна подвергаться техническому обслуживанию. При этом необходимо соблюдать меры безопасности. Начинать подобные работы необходимо, отключив двигатель, находиться при этом нужно в специально оборудованном и приспособленном для этого месте. Остатки масла и смеси необходимо слить в специальную емкость, а во время работы рекомендуется пользоваться исключительно исправным инструментом. После завершения технического обслуживания остаются обтирочные материалы, которые следует собрать в металлический ящик, а после убрать из мастерской.

Бензопила «Тайга», отзывы о которой позволят вам сделать правильный выбор, должна обслуживаться в рабочем помещении, которое предварительно освобождается от посторонних предметов. Пробный запуск двигателя оборудования рекомендуется осуществлять без ступицы с ведущей звездочкой. Делать это необходимо в помещении мастерской.

Бензопила «Тайга» должна быть правильно расконсервирована. Для подготовки к работе необходимо снять изолятор провода зажигания свечи, а после вывернуть свечу из цилиндра. С помощью стартера проворачивается коленчатый вал мотора, а после необходимо установить поршень в нижнюю точку. В цилиндр через свечное отверстие заливается примерно 50 см3 чистого бензина. Бензопила при этом должна находиться в наклонном положении в сторону вентилятора. Это позволит бензину проникнуть в картер.

Обзор эксплуатационных характеристик

Функционал этой модели определяет ее пригодность для эффективной механизации работ по свалу сухостоя, распиловке топливной и подготовке к монтажу строительной древесины. Высокая производительность данной модели реализована за счет тяговых параметров карбюраторного двухтактного двигателя, объемом 65 см3 и мощностью 3,5 л.с.

В компоновке инструмента задействованы преимущества безредукторного привода пильной 16 дюймовой направляющей шины, механизма балансировки, отвечающих современным требованиям систем запуска, топливопитания, охлаждения и смазки пильной гарнитуры.

В достоинствах бензопилы серии 214:

  • длительное время автономной работы и экономный расход горючей смеси;
  • неприхотливость к используемым горюче-смазочным материалам;
  • возможность работы с древесиной диаметром до 300 мм;
  • стабильность тяговых характеристик на рабочих режимах.

Универсальная по многим параметрам модель ориентирована на освоение больших объемов распиловочных работ разной сложности. Возможности инструмента эффективно реализуются мощностью 3-сильного, низкооборотного силового агрегата с объемом цилиндра 75 см3.

В перечне преимуществ бензопилы серии 245:

  • меньший по отношению к предыдущей модели вес (в пределах 4,8 кг);
  • ручной шнуровой стартер с устройством быстрого старта;
  • упрощенная регулировка карбюратора без поплавкового типа, с встроенным регулятором давления и подкачивающим насосом;
  • возможность свала и раскряжевки древесины диаметром 3500 мм;
  • малозатратная по расходу времени разборка пильной гарнитуры для заточки или замены пильной цепи.

Тайга 3850

Бензопила бытового класса с мощным приводом и современной технической оснасткой способна освоить широкий перечень хозяйственных работ, связанных с распиловкой любой, в том числе плотной и мерзлой древесины диаметром до 500 мм.

Модель комплектуется 4,3 сильным двигателем с устройством легкого запуска и подкачивающей помпой, 20 дюймовой гарнитурой с системой автоматической смазки цепи.

Комфорт работ обеспечивает:

  • полноценный виброгаситель;
  • современный дизайн корпуса;
  • превосходный баланс и удобная для работы с разных положений форма рукояток.

Инструкция по эксплуатации

Инструкцию по эксплуатации включает следующие пункты:

  • Рекомендации по работе с устройством.
  • Рекомендации по использованию топливной смеси. Для заправки бензопилы необходимо приготовить специальную смесь, четко придерживаясь пропорции. Для топлива нужно смешать бензин АИ-92 с некоторой частью масла. Если не соблюдать правильные и необходимые соотношения компонентов, существует риск появления нагара на цилиндре, что негативно скажется на службе бензинового пильного инструмента.
  • Техника безопасности.
  • Рекомендации по проведению технического обслуживания.

Первый запуск и обкатка

Когда топливная смесь готова, производится сборка натяжка цепи. Топливный и масляные баки заполняются соответствующими жидкостями. Цепная пила заводится, оператором производится регулировка оборотов холостого хода и контроль подачи смазки на цепь.


Правильное приготовление топливной смеси

Для обкатки необходимо: смешать топливную смесь в соотношении 50/2, использовать пониженные нагрузки на мотор (не более 50 %), производить обкатку в период, равный использованию 4 полных баков топлива.

Техническое обслуживание

Проведение технического обслуживания включает:

  • своевременную замену масла и топливной смеси (раз в 3-4 недели);
  • проведение осмотра на наличие неисправностей до и после работы;
  • чистку деталей конструкции;
  • замену деталей.

В качестве элементов для замены рекомендуется выбирать оригинальные детали или же аналогичные других производителей. Что касается масла, то отлично подойдут смеси для двухтактных двигателей.

Основные неисправности и способы их устранения

ПоломкаПричинаРешение
Пила не заводится или постепенно глохнет.Возникновение засоров в топливной системе или карбюраторе. Попадание масла в топливную мембрану. Неисправна свеча или модуль зажигания.Осмотреть и прочистить элементы конструкции. При необходимости заменить вышедшие из строя элементы, свечу или модуль. Заправить двигатель топливной смесью и обкатать на холостом ходу. Совет! Исправная свеча будет иметь песочный цвет до её очистки.
Не работает топливный фильтр.Возникновение загрязнения топливного фильтра.Заменить топливный фильтр. Проводить процедуру замены рекомендуется каждый 3 месяца.
Цепь вращается без остановки.Неправильная регулировка карбюратора, лопнула пружина сцепления.Осмотреть двигатель и карбюратор, систему зажигания. Заменить пружину сцепления и отрегулировать карбюратор. Для проверки запустить на холостом ходу.

В зависимости от модели поломки могут отличаться. Из-за отсутствия дополнительных систем более старые модели выходят из строя реже, но требуют частой регулировки карбюратора. Стоит отметить, что у всех моделей предусмотрена возможность заточки пильной цепи, что уменьшает частоту ее замены.

Бензопилы Тайга

История производства бензопил Тайга берет свое начало еще в Советском Союзе. Бензопилы производились как противопоставление устройствам Урал.

Выпуск пил происходил на заводе имени Дегтярева (ЗИД) и Ф. Э. Дзержинского с 1955 года. После распада СССР новые модели не поступали в продажу, завод реализовал старые наработки и лишь в начале 2000-х возобновил работу по созданию новых конструкций.

Создание бензопил тайга осуществляется на базе производственных мощностей компании Тайга. Специализация компании охватывает машиностроение и производство садовой техники.

Линейка бензопил Тайга представлена моделями профессионального, полупрфессионального и бытового назначения. Многие устройства разработаны как полупрофессиональные и используются чаще всего в быту.

Базовая комплектация бензопил Тайга:

  • бензопила Тайга;
  • шина;
  • цепь;

  • пластиковый защитный кожух (в комплектации новых моделей);
  • набор инструментов для сборки и настройки пилы;
  • емкость для смешивания топливной жидкости (не у всех моделей);
  • инструкция;
  • гарантийный талон.

Бензопилы Тайга поступают на прилавки чаще всего только в одной комплектации: стандартной с единичным набором деталей. Очень редко можно встретить комплект с дополнительным набором пильной части.

Бензопила Тайга ремонт и регулировка карбюратора

Если бензопила Тайга завелась нормально, но глохнет через некоторое время, то следует увеличить подачу воздуха через воздушный фильтр бензопилы

Однако перед этим важно добавить немного топливной смеси, выполнив регулировку карбюратора бензопилы посредством расположенных винтов сбоку инструмента

Осуществлять поворот винта регулировки карбюратора бензопилы, нужно аккуратными движениями, всего на несколько оборотов против или по часовой стрелки, до тех пор, пока двигатель бензопилы не начнёт работать на полную мощность.

При этом такие же действия необходимо выполнять и при регулировке воздушного фильтра бензопилы

Здесь важно найти «золотую середину», то есть когда мощность бензопилы на холостых оборотах не будет слишком малой, а при работе бензопилой, мощности будет хватать под нагрузкой

Частые неисправности

Одной из первых Российских моделей бензопил, имеющих современный внешний вид и возможность использовать инструмент в независимости от расположения в пространстве, стала пила Тайга 214.

Давайте рассмотрим основные неисправности бензопил Тайга, которые можно самостоятельно диагностировать и устранить:

  1. Нет искры на контактах свечи зажигания. Причины: неисправна свеча или модуль зажигания, обрыв высоковольтного провода или неплотно надетый колпачок, не отрегулирован зазор между катушкой и маховиком.
  2. Искра есть, но пила не заводится. Причины: засор топливной магистрали или карбюратора, разгерметизация картера, замасливание мембраны топливного насоса или главной камеры карбюратора.
  3. Пила заводится и глохнет. Причины: сильный подсос воздуха в картер, нарушения в системе подачи топлива.
  4. Пила работает на холостых оборотах, но глохнет при нажатии на газ. Причины: засор клапана форсунки главной камеры, засор топливной магистрали, подсос воздуха в карбюратор.
  5. Цепь вращается постоянно. Причины: лопнула пружина сцепления, повышенные обороты холостого хода в результате неправильной регулировки карбюратора.
  6. Пила самопроизвольно увеличивает обороты при смене положения в пространстве. Причины: разорван задний амортизатор, неправильно отрегулирован карбюратор (топлива недостаточно).
СимптомыВозможная причинаСпособ устранения
Двигатель бензопилы не заводитсяОтсутствует топливная смесь в баке Не включено зажигание

Вышла из строя или засорилась свеча

Заправьте бензопилу Включите зажигание

Замените или приведите в порядок свечу

Мотор работает неровно, после нажатия на гашетку акселератора обороты набирает с задержкойСбились регулировки карбюратораОтрегулируйте карбюратор
Двигатель заводится, но почти сразу глохнетРазбалансирован карбюраторВосстановите правильные настройки узла
Резко упала производительность работы, слышен запах жженой древесиныНеправильно надета цепь Затупилась пильная цепьПереставьте цепь и заточите ее
Упала мощность двигателяВышел из строя или загрязнился глушительРазберите узел, очистите его от гари и скопившегося мусора При необходимости — замените глушитель
При работе мотора возникает сильное задымлениеПревышены дозировки масла при приготовлении топливной смеси Вместо моторного, использовано цепное маслоСлейте топливную смесь и замените ее на свежую
Подтекает маслоНарушена герметичность маслопровода Неисправен маслонасосНайдите порыв и восстановите герметичность Замените узел

Регулировка карбюратора китайской бензопилы своими руками

Регулировка предусмотрена далеко не на всех карбюраторах китайских бензопил. Сегодня есть множество моделей бензопил бытового класса, в том числе и европейских брендов, на карбюраторах которых регулировочных винтов просто нет. Или есть только один винт регулировки холостого хода.

Такие карбюраторы требуют регулировки, только когда бензопила на холостых оборотах делает слишком редкие выхлопы (обороты) и иногда глохнет. Ниже по тексту будет рассмотрен алгоритм регулировки холостого хода карбюратора на китайской бензопиле.

Необходимые инструменты

Для регулировки требуется отвертка, подходящая к шлицам регулировочных винтов. На разных карбюраторах они бывают плоскими, крестообразными, с внутренним или внешним шестигранником, звездочкой и т.п.

Алгоритм регулировки карбюратора

Перед регулировкой следует убедиться в её необходимости. Все китайские карбюраторы, на каждой бензопиле проходят заводскую настройку, которая сбивается крайне редко. Регулировки может требовать новый карбюратор, или в редких случаях старый.

Причиной ухудшения работы двигателя с признаками, похожими на плохую подачу топливной смеси, в большинстве случаев являются:

  • забитый воздушный фильтр,
  • забитые нагаром выхлопные окна и глушитель,
  • плохое топливо.

Если проблема не в этом, то пробуют регулировать карбюратор.

Двигатель должен быть прогрет. Холодный и прогретый до рабочих температур двигатель работает по-разному. Поэтому регулировка на холодном будет некорректной.

  • Открывают доступ к регулировочным винтам. На некоторых бензопилах достаточно снять крышку и воздухоочиститель. На других приходится снимать часть корпуса. На третьих в корпусе предусмотрены отверстия под отвертку.
  • На карбюраторе или около отверстий есть маркировка винтов – T (или LA) L и H. Винт T (или LA) предназначен для регулировки холостого хода. Всегда расположен в стороне от винтов L и H, которые находятся рядом друг с другом.
  • Если бензопила при подаче газа глохнет – двигателю не хватает топлива, чтобы развить обороты. Количество топлива регулируют винтом H (главный винт). Его выкручивают на 1/4 оборота и дают газ. Если двигатель стал работать лучше, выкручивают ещё на 1/4 оборота. (Если хуже, то закручивают на 1/4 оборота в обратную сторону).
  • Если двигатель начал работать как на холостых, значит много топлива, винт H закручивают назад.
  • Пик оборотов контролируют на слух или по тахометру. Максимальные обороты для каждой бензопилы указаны в инструкции. (10 000 – 12 500 об/мин). На практике 10 000 – 11 000 об/мин в положении «газ на всю» – нормальные показатели.
  • Увеличив подачу количества топлива винтом H, корректируют качество топливной смеси винтом L. Он увеличивает и уменьшает количество воздуха в смеси. Если воздуха мало, топливо не будет выгорать, в итоге двигатель дымит, не развивает мощности и расходует лишнее топливо. Также винт L влияет на работу двигателя на малых и средних оборотах.
  • После регулировки винта H, винт L выкручивают на 1/4 оборота. Если в выхлопе дым, и двигатель переходит от малых оборотов к средним и высоким с провалами, винт L выкручивают ещё.
  • Регулировку винта L прекращают, когда двигатель работает ровно, плавно переходит от малых оборотов к высоким и не дымит.

Расположение регулировочных винтов выделено красным квадратом. Для доступа к ним, достаточно отвертки. Ничего разбирать не нужно.

Регулировка холостого хода

Последовательность регулировки холостого хода:

  • Двигатель заводят и прогревают в течении 5-7 мин.
  • Винт выкручивают, увеличивая обороты до тех пор, пока цепь не начнет прокручиваться.
  • Затем винт вкручивают назад на 1/4 оборота.

Если есть электронный тахометр, при регулировке нужно использовать его показания. Большинство бензопил должны развивать на холостом ходу 2500 об/мин.

Нюансы, которые возникают в процессе

Винт L нельзя выкручивать слишком сильно относительно винта H. Это приведет к образованию обедненной топливовоздушной смеси (мало бензина – много воздуха). При такой смеси поршневая во время работы сухая, сильно греется и может выйти из строя.

Новые карбюраторы на китайских бензопилах, продающиеся отдельно, регулируются на заводах по стандартному количеству оборотов или произвольно. Поэтому они могут требовать регулировки после установки на бензопилу.

Видео регулировки

Автор видео показывает процесс регулировки классической китайской бензопилы мощностью 2,8 кВт и рабочим объемом 45 куб. см. Автор подробно рассказывает про все этапы настройки, какие винты имеются, за что они отвечают и как правильно ими регулировать. Весь процесс проходит без снятия самого карбюратора с бензопилы.

Преимущества и недостатки

  • Бензопила Тайга 245 отличается от современного бензопильного импорта, неприхотливостью к качеству ГСМ, простым обслуживанием, высоким уровнем ремонтопригодности, минимальными эксплуатационными издержками.
  • В качестве моторного и цепного материала могут использоваться зимние и летние машинные масла отечественного ассортимента.
  • Минимум пластиковых комплектующих положительно сказывается на механической прочности инструмента, надежности нагруженных узлов и агрегатов.
  • Пила Тайга не имеет существенных ограничений по эксплуатационным нагрузкам, поэтому может использоваться для работы с плотной и мерзлой древесиной диаметром 300-350 мм.

Недостатком до настоящего времени считается большой, по отношению к аналогичным моделям других брендов вес. Оставляет желать лучшего ресурс цилиндра и шатунно-поршневой группы.

В изначальном фирменном оснащении эта бензопилы марки Тайга оборудована надежным 2-тактным силовым агрегатом, укомплектованным цельнометаллическим коленвалом, хромированным рабочим цилиндром и поршнем с двумя штатными кольцами. Для снижения колебания работающего мотора под ним расположены 6 резинометаллических пружин.

Технические характеристики бензоинструмента Тайга 3650 включают:

  • мощность ДВС – 4,9 л. с.;
  • топливный/масляный резервуар – 550/260 мл;
  • длина шины/шаг цепи – 45 см/0,325″;
  • вес с гарнитурой и заправленными баками – 6,65 кг.

Эта популярная модель предварительно комплектуется фирменной шиной и режущей цепью, смазка которых происходит под контролем масляной помпы. Ее производительность можно отрегулировать в зависимости от конкретных задач. Натяжение цепи выполняется при помощи отдельно установленного бокового винта.

  • Все без исключения версии бензопилы Тайга производятся на базе недорогих отечественных деталей и других комплектующих.
  • Бензопилы бренда Тайга характеризуются неприхотливостью в обслуживании, не требуют применения дорогостоящих моторных и цепных масел.
  • Относительно большой вес инструмента компенсируется стойкостью к механическим внутренним и внешним воздействиям.
  • Восстановлению работоспособности неисправного бензопильного оборудования бытового и профессионального класса, способствует высокий уровень ремонтопригодности и большой ассортимент запасных частей.
  • Отпускная цена фирменных запасных частей и комплектующих в несколько раз ниже стоимости импортных аналогов.

Уход и обслуживание

Перед тем как приступить к эксплуатации,необходимо ознакомиться с инструкцией, мерами безопасности, проверить техническое состояние агрегата и действовать согласно руководству.

Основные неисправности и способы их устранения:

  1. Наличие заусенцев на рабочей поверхности. Очищают напильником или наждачным кругом.
  2. Искривлена шина. Выполняют рихтовку.
  3. Снижение эффективности пиления. Производят заточку зубьев, прочищают смазочные каналы, регулируют натяжение цепи.
  4. Цепь забилась. Промывают бензином.
  5. Тугое вращение или заедание звездочки. Промывают бензином роликовый подшипник и смазывают.
  6. Мотор не выдает нужной мощности. При дефектах поршневых колец снимают цилиндр, очищают кольца, поршень от нагара, протирают, смазывают автолом. Если изношены резиновые уплотнители картера, производят замену.
  7. Искра есть, пила не заводится. Проверяют засорение топливной магистрали.

Сейчас читают: Штиль 250 не развивает обороты

Двигатель не запускается по таким причинам:

  1. Отсутствие топлива в баке.
  2. Неисправность свечи зажигания.
  3. Замасленность электродов или нарушение зазоров.
  4. Отсутствие искры.
  5. Засорение бензозаборника.
  6. Богатое насыщение маслом.

Процесс выполняется 3 винтами, которые расположены на дефлекторе и крышке вентилятора:

  • винт «Х» отвечает за регулировку ХХ;
  • винт «Р» — за низкие обороты;
  • последний — за мощность и частоту вращения.

При проведении первой регулировки, которая происходит в заглушенном состоянии, винт низких и высоких оборотов выворачивают на 1 и ¼. Затем запускают пилу и прогревают.

Окончательную настройку выполняют при запущенном и прогретом моторе, при этом винтами меняют соотношение состава и количества топливной смеси.

Бензопилы «Тайга» требуют регулярного профилактического и технического обслуживания. Своевременное его проведение позволяет продлить длительность рабочего состояния инструмента при надлежащей производительности.

К таким мероприятиям относится следующее:

  1. Проверка перед каждым запуском исправности агрегата, герметичности топливной и масляной систем, надежности фиксации карбюратора с цилиндром, а также затяжки крепежей и натяжения рабочей цепи.
  2. Проведение очистки вентиляционной решетки, воздушного фильтра и карбюраторного отражателя.
  3. Периодически фильтрующий элемент необходимо промывать в бензине или керосине.
  4. По окончании работ следует очищать открытые и подверженные засорению узлы от стружки и грязи.
  5. Рабочую цепь промывают в масляно-бензиновом составе, предварительно очистив ее.
  6. Мелкую напрессованную древесину необходимо обязательно удалить из пазов шины и зубьев звездочки.
  7. Также следует очищать масляный канал посредством откручивания прижимного винта, который находится снизу картера.

Технические характеристики

На пиле установлен двухтактный двигатель с электронной системой зажигания, потребляющий бензин в смеси с полусинтетическим маслом для двухтактных двигателей. Карбюратор Walbro, позволяет использовать бензопилу в независимости от расположения в пространстве. В топливную систему смонтирован специальный насос подкачки – праймер, для облегчения запуска двигателя.

Основные характеристики пилы имеют совсем нескромные показатели, по сравнению, например, с бензопилой штиль мс 180. Так, мощность в 4000 кВт при объеме цилиндра в 58 куб. см, позволяет без проблем установить на пилу, шину с рабочей длиной 45 см, что гораздо длиннее чем у штиля. Конечно, благодаря такому объему она имеет завышенные показатели потребления топлива, но экономичность при работе бензопилы не главное.

Максимальные обороты двигателя, примерно 9500 – 10000 об/мин, что вполне неплохо для пилы с такой мощностью и позволяет работать бензопилой Тайга при полном погружении шины в древесину.

Бензопила имеет габариты 460 х 255 х 300 мм и вес 7,6 кг. Это нет так мало и руки при длительной работе обязательно будут уставать. Для безопасности, как и все современные бензопилы, инструмент оснащен тормозом пильной цепи.

Объемы топливного и масляного баков 0,55 и 0,26 литра соответственно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий