Дорожно-разметочная машина. Технологии работ

Самоходные дорожные фрезы

Современная дорожная фреза представляет собой крупногабаритную дорожно-строительную спецтехнику, основным назначением которой является правильный демонтаж асфальтобетонного покрытия. Фрезеровочная дорожная техника оснащается специальным барабаном и другими конструктивными элементами, что позволяет аккуратно снимать покрытие на заданную глубину, а также производить дробление на определенные фракции с последующей сортировкой.
Классификация самоходных дорожных фрез

Легкие Ходовая часть: чаще колесная;

Вес: до 7,5 т;

Ширина фрезерования: 60 см;

Максимальная глубина фрезерования: 21 см.

Тяжелые Ходовая часть: гусеничная;

Вес: до 30,3 т;

Ширина фрезерования: 200 см;

Максимальная глубина фрезерования: 32 см.

Вид фрезерного барабана Черновой – для грубого фрезерования, имеет небольшое количество резцов.

Стандартный – универсальный тип барабана, имеющий вдвое больше резцов, чем черновые варианты.

Чистовой – предназначен для тонкого фрезерования, имеет повышенное количество резцов.

Микрофрезерный – имеет очень большое количество резцов, используется для повышения шероховатости покрытия.

Специальные барабаны:

  • V-образный: для водоотводных каналов;
  • Круговой: для фрезерования вокруг люков;
  • Узкий: для нарезки швов.

«Дорожная техника для фрезерования покрытия может быть как самоходной, так и прицепной или навесной. Однако наибольшей эффективностью и производительностью отличаются именно самоходные дорожные фрезы, за счет чего альтернативные варианты практически не встречаются»

Раньше в ассортименте дорожников был лишь метод горячего фрезерования, который предполагал предварительный нагрев асфальтобетона, что исключало повторное использование материала.

На сегодняшний день используется метод холодного фрезерования, который не требует предварительного нагрева покрытия, а также позволяет эффективно использовать снятый и измельченный асфальтобетон, превращая его в асфальтовую крошку.

Какую технику выбрать

Успехов в выпуске разметочной техники с этим принципом нанесения покрытия добилась известная американская фирма GRACO. Уже почти два десятка лет инженеры компании постоянно модернизируют и усовершенствуют, используя самые последние технологии, установки для нанесения разметки.

Оборудование под торговой маркой LineLazer хорошо известно в России. Линейка из 4 машин предназначена для того, чтобы полностью решить любые задачи по нанесению разметки в ходе ремонтных работ, при оформлении автостоянок и школьных дворов, стадионов и т. д. Масса самой малой модели LineLazer 3400 всего 65 кг, поэтому перемещение вручную при наличии трех колес проблем не вызывает. Самая высокая производительность у модели LineLazer IV 200HS, ее используют для интенсивных работ по разметке не только футбольных полей и ангаров, но и для выполнения небольших объемов разметки на городских дорогах, а также взлетно-посадочных полос аэропортов. С помощью самоходной установки LineDriver, оборудованной сиденьем оператора и органами управления, в том числе задней передачей, все установки LineLazer, такие как IV 3900, IV 5900, IV 200HS, можно легко перемещать на небольшие расстояния независимо от рельефа местности, экономя физическую энергию оператора и рабочее время. Кроме этого появляется возможность возить запас краски, что также сокращает время на подготовку к работе.

Американская компания Titan Tool поставляет в нашу страну маркировочные бескомпрессорные машины семи типоразмеров серии PowrLiner. У самой компактной модели PowrLiner 800 масса всего 30 кг и максимальная скорость нанесения покрытия 1,9 км/ч. Замыкает линейку модель PowrLiner 9900 массой 169 кг, работающая со скоростью нанесения разметки 16 км/ч.

Компания Larius (Италия) также является известным производителем легких установок для нанесения разметки бескомпрессорным способом. Самая простая из них – установка Lariette Liner 4220 массой 65 кг. Она укомплектована двигателем мощностью 2,2 кВт, который создает с помощью мембранной помпы давление краски в 210 бар, а максимальная подача краски – 2,8 л/мин. У каждой из восьми моделей, реализуемых в России, есть свои конструктивные преимущества. Так, самая мощная модель Viking рассчитана на средние объемы работ, предназначена для разметки пришкольных территорий, производственных площадей, автостоянок, складов, имеет две системы забора краски и соответственно два краскораспылителя высокого давления и реверсивные сопла, т. е. система работает с двумя цветами краски. Двигатель мощностью 4,5 кВт создает давление краски 200 бар, обеспечивая подачу на каждый краскопульт со скоростью 3 л/мин. Две модели – Everest и К2 установлены на самоходное шасси, это позволяет использовать их для выполнения больших объемов по разметке дорог, аэродромов, паркингов. В модели Storm 4000 установлена поршневая помпа, обеспечивающая при работе от двигателя установки мощностью 4,5 кВт подачу краски до 4 л/мин.

Немецкая компания J. Wagner GmbH около 30 лет поставляет в нашу страну относительно недорогие, простые в использовании, но очень надежные маркировочные машины. Серия машин LineCoat для нанесения дорожной разметки краской состоит из пяти моделей. В наиболее мощных машинах LineCoat 840, 860 и 880 предусмотрен гидравлический привод на задние колеса, есть сиденье для оператора. По желанию заказчика в комплект поставки может быть включено устройство для нанесения стеклошариков на дорожную разметку.

Удивительно, но китайские производители, похоже, обошли вниманием эту нишу в области дорожно-строительной техники. Компания «Амур-Импорт» предлагает всего одну модель ручной разметочной машины для холодного безвоздушного распыления North Traffic KF-CP-150. Впрочем, зная, что выпуском этих машин занимается такая крупная компания, как Shenyang North Traffic, следует ожидать скорого появления подобной китайской техники на наших дорогах

Впрочем, зная, что выпуском этих машин занимается такая крупная компания, как Shenyang North Traffic, следует ожидать скорого появления подобной китайской техники на наших дорогах.

Классификация машин для нанесения дорожной разметки

Оборудование, ставшее темой нашего разговора, классифицируется по целому ряду признаков. Поговорим об этом более подробно.

По материалу разметки

С точки зрения материала, который используется для нанесения разметки, машины делятся на следующие виды:

  • для краски;
  • для холодного пластика;
  • для спрейпластика (может быть как горячим, так и холодным);
  • для полимерной ленты;
  • для термопластика.

Также на современном рынке при желании можно отыскать комбинированные модели, предназначенные для использования нескольких (обычно – двух) материалов.

По способу управления

Именно он следит за потоком краски и за соблюдением требуемых параметров.

Более современные устройства оснащаются специальным оборудованием с компьютерным управлением, которое автоматизирует процесс, сводя к минимуму участие в нем человека. Также есть полуавтоматические варианты, которые позволяют наносить, например, прерывистую линию разметки по заранее заданному шаблону.

По сфере применения

Согласно следующей классификации, разметочное оборудование принято подразделять на несколько разновидностей, в частности, на устройства, предназначенные для небольших объемов.

Иимеется в виду обустройство разметки во время выполнения ремонтных работ на мостах и дорогах, а также размежевание небольших территорий ограниченной площади, в частности, парковок, дворов, спортивных площадок и т.д.. Также есть машины городские и магистральные. 

По размерам оборудования и шасси

Важнейшим параметром выбора и ключевым фактором, влияющим на цену разметочной машины, является ее размер и тип шасси. В этой связи следует выделить три группы:

  1. Ручные малогабаритные, которые фактически представляют собой небольшие тележки с установленным на них окрасочным оборудованием.
  2. Средние, в них уже имеются собственные шасси – автономные либо прицепные.
  3. Крупная техника, которая базируется на шасси грузовых авто, выпускается серийно и применяется в ходе выполнения масштабных работ (нанесение разметки на автомобильных магистралях федерального либо международного значения и на прочих крупных объектах). 

Эта разновидность спецтехники тоже бывает разной, в том числе различия состоят и в плане массы. Вес таких машин может варьироваться в пределах от 3,5 до 26-ти тонн.

Неоспоримым преимуществом малогабаритного оборудования является его компактность, которая оптимальным образом сочетается с широким функционалом. Такие модели оснащены достаточно мощным бензиновым мотором, насосом и довольно вместительным баком для краски

Для работы в ручном режиме используется распылитель на длинном шланге, а когда следует автоматизировать процесс и нанести длинную прямую или прерывистую линию, привлекают пистолет, установленный на  регулируемой рампе. Оператор устройства может регулировать интенсивность подачи красящего состава путем изменения скорости качения. Такое решение повышает удобство использования тележек и исключает риск образования брака. 

Стандартной практикой является присоединение к обычной разметочной тележке самоходного шасси, оснащенного креслом оператора. В таком виде техника прекрасно справляется с нанесением разметки даже на междугородних трассах.

Самоходные разметочные машины эксплуатируются преимущественно на автомагистралях большой протяжности или на внушительном отдалении от населенных пунктов. Ключевым условием применения этой разновидности спецтехники является качественное асфальтированное или железобетонное покрытие. 

Подобные модели представляют собой автомобили с высокопроизводительным оборудованием для нанесения краски и прочих материалов на дорожное полотно. Их конструкция включает в себя мощный насос, трансмиссию, а также установку для распыления краски и прочие детали.

7.2. Состав бригад, расстановка звеньев, оснащенность

7.2.1. При устройстве дорожной разметки рекомендуется выполнять следующие виды работ:

– нанесение линии предварительной разметки;

– очистка покрытия от грязи и пыли;

– нанесение линий разметки: по оси дороги, краевых линий и линий, разделяющих полосы движения на многополосных дорогах;

– нанесение разметки по шаблонам (пешеходные переходы, направляющие стрелы и т.п.).

7.2.2. Исходя из технической категории дороги, на которой будет наноситься разметка, в разметочной бригаде можно формировать звенья:

– предварительной разметки осевой линии численностью 5 человек;

– предварительной разметки краевой линии и вспомогательного обеспечения численностью 2 человека;

– очистки покрытия;

– разметки осевой и краевой линии численностью 4 человека;

– разметки по шаблонам численностью 3 человека.

7.2.3. Длина сменной захватки и расстановка звеньев определяется рабочей скоростью движения разметочной машины. Выполненные за смену разметочные работы должны полностью соответствовать схеме дислокации линий разметки. Это обусловлено требованиями обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах.

7.2.4. Рекомендуется, чтобы звено предварительной разметки осевой линии находилось впереди на расстоянии, равном сменной производительности разметочной машины. Скорость движения звена предварительной разметки должна быть такой же, что и у разметочной машины. В противном случае рекомендуется формировать несколько звеньев предварительной разметки. Примерный перечень инвентаря для выполнения предварительной разметки содержит: мерную ленту (10-20 м); мерное колесо (курвиметр); вешки для створения на длинных прямых участках; мел для обозначения засечек на покрытии дороги; капроновый шнур длиной не менее 100 м и толщиной 10-15 мм; маркер – капроновая канистра емкостью 2-5 л с пробкой, в которую вставлена металлическая трубка диаметром 5-6 мм и длиной 500-700 мм для нанесения линии предварительной разметки; два комплекта передвижного ограждения. Ограждение представляет собой складной или неразборный забор 1000´900 мм на колесах. На ограждения навешиваются дорожные знаки “Дорожные работы”, “Ограничение скорости”, “Направление объезда” или “Сужение дороги”.

7.2.5. Также при разметке дорог применяется:

– машина для перевозки разметочного материала (краски, стеклошариков);

– прицеп для транспортировки разметочной машины;

– машина обеспечения для транспортировки разметочной бригады, оборудования для предварительной разметки. Машина может использоваться также для прикрытия при нанесении линий разметки.

7.2.6. Звену предварительной разметки краевых линий рекомендуется работать между звеньями предварительной разметки осевой линии и звеном разметки. Звено оснащается аналогично звену предварительной разметки осевой линии.

7.2.7. Звено очистки покрытия работает перед звеном разметки. Оно оснащено машиной для очистки покрытия от пыли и грязи с набором чистящих щеток и сменными насадками для розлива воды (машина типа КДМ).

7.2.8. Звено разметки осевой и краевой линии работает за звеном очистки покрытия дороги. Это звено должно быть оснащено разметочной машиной, грузовым мотороллером или машиной с кузовом типа “пикап”, грузовым автомобилем.

В состав звена разметки входит машинист разметочной машины, вспомогательный рабочий, обеспечивающий расстановку конусов для ограждения свеженанесенной линии разметки, водитель грузового мотороллера или машины с кузовом типа “пикап”, который собирает конуса и устанавливает ограждения участка дорожной разметки, а также водитель грузового автомобиля, подвозящий краску и микростеклошарики.

7.2.9. Звено разметки по шаблонам выполняет работы на пересечениях, примыканиях дорог, в населенных пунктах. Оно оснащено ручной разметочной машиной, дорожными знаками и ограждающими устройствами, шаблонами для нанесения разметки. Шаблоны для разметки могут изготавливаться из листовой стали (алюминия), толщиной 1,5-2 мм, в которой вырубается элемент разметки. Для придания жесткости шаблон по краям окаймляют металлическим уголком 15´15 мм. Возможно изготовление шаблона из полосок стали шириной 15-20 см, сваренных между собой, а также шаблонов, изготовленных из мягкого листового материала (типа линолеум, пленка и т.п.) толщиной 5-8 мм.

Технология шумовых полос

Между тем есть технология нанесения продольных шумовых полос, не допускающая риска разрушения покрытия. Прелесть ее еще в том, что шумовая полоса идеально вписывается в размер обычной разделительной полосы. Еще бы – она сама таковой и является, выполняя по совместительству роль шумовой. Смешно сказать, для нанесения шумовой разметки не нужно привлекать какие-то дополнительные ресурсы – операция и так заложена в смету организации, эксплуатирующей дорогу.

Существуют требования, регламентирующие данную технологию. Согласно техническим требованиям к дорожной разметке на автомобильных дорогах общего пользования, прописанным в межгосударственном стандарте ГОСТ 32953–2014, горизонтальная разметка по свойствам поверхности разделяется на разметку без структурной и профильной поверхности и разметку со структурной или профильной поверхностью (говоря иначе, шумовую). Разметка со структурной поверхностью выполняется «из отдельных фрагментов, степень заполнения линий которой при нанесении составляет от 25 до 75% и толщиной не менее 1 мм». Разметка с профильной поверхностью наносится «с чередующимися выступами различной формы, степень заполнения линий которой при нанесении составляет 100%». Как сказано в ГОСТе, «горизонтальная разметка со структурной и с профильной поверхностью обеспечивает вибрационное (шумовое) воздействие на водителей транспортных средств, информируя их о наезде на эту разметку».

Технические условия к шумовым полосам на автомобильных дорогах общего пользования определяются в ГОСТ 33025–2014. По виду используемого материала и технологии устройства шумовая полоса, согласно этому стандарту, делится на выполненную из термопластиков и холодных пластиков для горизонтальной дорожной разметки со световозвращающей поверхностью, либо из цветных покрытий противоскольжения, либо методом фрезерования дорожного покрытия. В примечании отмечено, что термопластики, холодные пластики и цветные покрытия противоскольжения применяются для устройства поперечных шумовых полос. Однако в следующем пункте стандарта сказано: «допускается применение других материалов и технологий для изготовления шумовых полос, обеспечивающих выполнение требований настоящего стандарта». При этом «для обеспечения безопасности дорожного движения путем визуального и вибрационного эффекта допускается применение для устройства продольных шумовых полос горизонтальной дорожной разметки со структурной и профильной поверхностью по ГОСТ 32953». Таким образом, стандартом допускается в качестве продольной шумовой полосы применять горизонтальную разметку со структурной и с профильной поверхностью.

Техника для подготовки территории

Дорожная техника данной категории предназначена для расчистки местности перед началом проведения работ:

  • 1. Кусторезы – ликвидация кустов и мелкого леса;
  • 2. Корчевальные машины – ликвидация пней, стволов, остатков кустарников, крупных камней и т.д.;
  • 3. Машины с «гидравлической лопатой» – спецтехника для пересадки деревьев;
  • 4. Рыхлители – разрыхление мерзлого грунта.

Расчистка местности при помощи данной спецтехники позволяет в короткие сроки расчистить площадку от посторонних элементов, а также исключить будущее прорастание растений сквозь конструктивные элементы дорожной подушки.

Кроме того, существует перечень ручного механизированного оборудования, которое может дополнить работу вышеприведенной техники. Это может быть измельчитель для кустарников и дерева, ручной корчеватель и прочее.

Технология нанесения разметки

Любые работы по нанесению маркировки начинаются после разработки проекта

Проект необходим для того, чтобы покрытие соответствовало актуальным нормам и требованиям. Документ должен быть разработан в специальных организациях после полного аудита помещения, когда определены участки размещения разметки с учетом опасных зон. Типичный проект содержит три части: пояснительную записку, графическую часть и спецификацию со всеми пояснениями.

Опираясь на изложенные технические решения, рекомендации приступают к нанесению разметки. Помимо стандартных горизонтальных обозначений применяются нумерация, текст, стрелки, символы.

Дополнительная маркировка включает:

  • монтаж табличек, указателей – такие знаки несут дополнительную информационную нагрузку, что помогает ориентироваться в просторных производственных, складских помещениях, на паркингах и стоянках;
  • покраска колонн – это решение весьма востребовано в серых одноцветных промышленных помещениях и работает на минимизацию рисков столкновений и аварий.

Если в помещении находится старая разметка, ее следует удалить при помощи специального оборудования. Допустимо применять механическую, термическую и химическую обработку.

Особенности монтажа разметочных лент

Для разметки пола применяют ленту толщиной 150-180 мкр. Нанесение может производиться одним рабочим без приостановки производственного процесса. Поверхность очищается строительными пылесосами, обезжиривается, просушивается. По неровным основаниям наносят грунт. Если работы ведутся при низких температурах, поверхность прогревается техническим феном, как и готовый слой.

Порядок монтажа:

  • пол обеспыливается и обезжиривается любым подходящим препаратом. Как правило, применяют ацетон, бензин или любой универсальный растворитель. Для внутренних работ можно задействовать поломоечные машины с обезжиривающим моющим средством;
  • основание тщательно просушивается сжатым воздухом компрессоров. Пористые поверхности грунтуют, используя валики, кисти, в 1-2 рабочих подхода;
  • наклейку ленты начинают, отрезав лист требуемой длины от общего рулона. Постепенно освобождая его от защитной пленки, плотно фиксируют на поверхности. Готовую разметку прикатывают резиновым валиком;
  • при механизированном способе нанесения применяют специальные аппараты (диспенсеры для разметочных лент).

Особенности монтажа маркировочных красок

Краски для нанесения разметки могут работать только на сухих, очищенных от грязи основаниях. В большинстве случаев требуется положительная температура воздуха – от +5 до +30 градусов. Некоторые производители требуют, чтобы относительная влажность воздуха не превышала 85%, а при наружных работах не было сильного ветра. Недопустимо наличие открытых источников огня.

Краски доводят до однородной консистенции строительным миксером в течение нескольких минут. При замесе можно использовать специальные световозвращающие материалы, что делает маркировку видимой как при тусклом, ярком свете, так и в темноте. Шарики добавляют в краску в объеме 20% от общего количества. Допустимо наносить материал на свеженанесенную разметку методом посыпки.

В зависимости от объемов работ применяют специальное оборудование либо кисти, валики, краскопульты.

Особенности нанесения холодных и горячих пластиков

Холодный пластик следует наносить на чистое и тщательно просушенное покрытие.  Выбор технологии выполняется с учетом способа внесения отвердителя либо метода перемешивания компонентов.

Некоторые марки пластика могут работать по влажным основаниям

Если применяются самоходные разметочные машины, используют экструдерное, гравитационное либо спрей-нанесение. Символьную маркировку наносят вручную, применяя трафареты. В этом случае перемешивание холодного пластика и введение отвердителя проводится вручную, порционно, в чистой емкости.

При нанесении линии или символа маркировки предварительно фиксируют на основании ключевые точки. По ним проводят клейку контура, применяя малярную ленту. Когда смесь готова, ее выливают на пол в пределах трафарета. Пластик выравнивают шпателем, соблюдая небольшой нахлест на малярную ленту. Далее слой посыпают стеклошариками и аккуратно снимают ленту.

Горячие пластики более дорогие и применяются преимущественно в местах с высокой степенью изнашивания. Тут возможен только механизированный метод нанесения. При работе следует сконцентрироваться на работе термометров, контролирующих нагрев в котлах разметочного оборудования.

Шмель 11А

На территории стран СНГ большей популярностью пользуется разметочные машины от производителя «Шмель». Давайте рассмотрим одну из моделей, которая называется «Шмель 11 А».

Такая модель наносит краску безвоздушным способом. Использовать стоит только ту краску, которая быстро сохнет. Отличительные черты техники – высокая манёвренность и небольшие размеры. Компактность машины позволяет делать разметку не только на магистральных дорогах, но и на улицах города.

Обратимся к списку ниже, чтобы проанализировать основные преимущества данной модели:

  1. Три варианта оборудования: один, два или три насоса.
  2. Кузов грузовика можно использовать в качестве перевозчика оборудования, материалов, а это говорит о многофункциональности машины.
  3. Тройной насос – это отличный вариант для работы в аэропортах, он работает по схеме «желтый-черный-желтый» и отлично справляется со своей задачей.
  4. Грузовик можно использовать в других целях, если снять кузов.

Разные виды материалов подвластны Шмелю 11А, это может быть хлорированная краска, водоэмульсионная, краска на основе каких-либо растворителей, также вы можете использовать стеклянные шарики.

Основные характеристики модели 11А:

  • установленная видеокамера позволит управлять техникой одному человеку, который будет выполнять функции оператора и водителя;
  • при работе с таким агрегатом вы имеете возможность добавлять к уже встроенным бакам новые емкости;
  • техника имеет простой монтаж, в котором легко разобраться самостоятельно;
  • можно работать сразу с тремя насосами;
  • имеется несколько зафиксированных видов разметки на компьютере.

Что касается цены, то всё очень спорно. Примерно машина стоит около 4 000 000 рублей. Да, агрегат дорогой, но он стоит этих денег, так как он многофункционален, хорошо укомплектован и упрощён в управлении, что позволяет любому научиться работать с техникой за небольшой промежуток времени.

Назначение разметочных машин

Говоря о назначении машины дорожной разметочной, важно отметить, что применяется данный вид техники не только на крупных автомобильных трассах и обычных дорогах. 

  • Привлечение подобных устройств позволяет также решить следующие задачи:
  • указать требуемую скорость движения пешеходов и/или транспортных средств;
  • разделить полосы движения;
  • минимизировать риск возникновения аварийных ситуаций;
  • обеспечить безопасность всех участников движения.

Результат работы разметочной машины можно увидеть во многих местах, даже на спортивных площадках и стадионах, везде, где важно обозначить четкие границы

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий