Принцип работы инструмента
Дословно слово перфоратор обозначает «бурильный молоток». Для повышения производительности в горнодобывающих работах был разработан в начале XIX века отбойный молоток. Принцип действия устройства заключался в использовании махового колеса. Он приводил в движение штангу с присоединёнными к нему специальными защипами. Штанга под воздействием пружины наносила удар и возвращалась обратно поршнем.
Устройство постоянно совершенствовалось. В 1932 году в Германии корпорация Bosch выпустила первый перфоратор, работающий от электричества. В этом устройстве был совмещён ударный и вращательный момент. Разработанный компанией принцип действия используется и сейчас в современных моделях электрических перфораторов.
Перфоратор — это устройство, предназначенное для бурения отверстий и разрушения твёрдых пород. В качестве расходного материала используются буры разного диаметра и зубила. Инструмент разделяют по классу применения:
- бытовой;
- полупрофессиональный;
- профессиональный.
Кроме этого, различают его по механизму работы, который бывает электромагнитным и пневматическим. Последний тип механизма выпускается одно-, двух-, и трёхрежимный. То есть можно выполнять сверление, удар или обе операции одновременно.
По своему виду инструмент напоминает пистолет и может использовать в работе электрический, топливный или пневматический привод. Последние востребованные при опасных условиях работы, во время которых существует возможность взрыва.
В основе принципа работы перфоратора, отличающего его от другого подобного инструмента, лежит ударный механизм. Электромагнитный тип использует две электромагнитные катушки, обеспечивающие возвратно-поступательное движение сердечника. Он и передаёт инерцию хвостовику бура. Пневматический тип основан на движении поршня в цилиндре, совершающем также возвратно-поступательные движения.
Каждый производитель стремится улучшить конструкцию за счёт применения конструктивных особенностей. В основном это мелкие доработки, связанные с применением различных материалов и местом их расположением. В целом же основные элементы остаются неизменными. К таким деталям относят:
- кнопку включения;
- двигатель;
- ударный механизм;
- предохранительную муфту;
- зажим бура.
Из дополнительных особенностей конструкций можно выделить систему удаления пыли и виброподавляющий узел. Для многорежимного типа инструмента устанавливается кнопка переключения работы.
Makita HR2810
Выполняет действия, связанные со сверлением, долблением и ударным сверлением. Благодаря конструкционным особенностям, этот скромный по размерам инструмент легко пробивает дырки на потолке — мотор прибора выполнен с вертикальной ориентацией.
Квалифицированные мастера предпочитают HR2810 из-за его способности перфорировать особо твердые материалы — он справляется с плотными бетонными конструкциями, кирпичными стенами и металлическими сплавами. Они выделяют такие особенности модели:
- Быстрая и не затруднительная смена насадок благодаря оснащению прибора патроном SDS-PLUS;
- Возможность менять направление вращения, ввинчивать и извлекать глубоко спрятанные шурупы (наличие реверса);
- Скорость регулируется электронным устройством, можно выполнять особо точное сверление;
- Зубило выставляется в сорока положениях, что дает возможность проводить работу практически под любым углом;
- Для предотвращения заклинивания в твердом материале в перфораторе установлена муфта сцепления;
- Во время эксплуатации практически не ощущается вибрация — для этого на главную рукоятку надеты смягчающие гофрированные вставки, а боковая рукоятка выполнена противовибрационной;
- При запуске холостого хода блокируется ударная функция.
Параметры:
Вес, кг | 3,4 |
---|---|
Сила ударного усилия, Дж | 2,9 |
Диаметр сверления, мм | 28 — бетон, 13 — сталь |
Мощность, Вт | 800 |
Реверс | имеется |
Длина кабеля, м | 4 |
Режимы | 3 |
Дополнительная комплектация | Дополнительная рукоятка, кейс, ограничитель глубины |
Стоит прочитать: ТОП-10 лучших бочковых перфораторов — рейтинг перфораторов бочкового типа
Определение неисправностей двигателя
Если двигатель перфоратора имеет заводской брак, последний проявляет себя в первые же месяцы работы. В ином случае причиной поломки зачастую служит нарушение техники эксплуатации или же предельный износ составных частей.
Основной элемент моторной части, подверженный интенсивному износу, это графитовые щётки, передающие ток на обмотки ротора. Когда щётки стираются, их прижим ослабевает, из-за чего увеличивается зазор между графитом и ламелями якоря, возникает интенсивное искрение. По звуку эту неисправность ни с чем не спутать: при включении слышен натужный гул, коллектор обдаёт снопом искр, задняя часть двигателя интенсивно греется.
Обмотки двигателя выполнены проводом в лаковой изоляции, которая от перегрева теряет диэлектрические свойства, растрескивается и осыпается. Небольшие замыкания между соседними витками можно определить по характерному гудению двигателя во время работы. К сожалению, перемотку статора и якоря почти нереально выполнить в домашних условиях, но большинство деталей двигателя типовые и им легко подобрать замену.
Другими уязвимыми частями служат подшипники. Их на якоре два: задний закреплён в корпусе электрической части внутри виброгасящего колпачка, передний вставлен в посадочное место корпуса редуктора или прикручен к нему накидной плашкой. Износ подшипников определить достаточно легко: при вращении рукой их ход либо слишком свободный с характерным шелестением, либо присутствуют подклинивания, люфт и посторонние шумы. Подшипники имеют закрытый сепаратор и на обслуживание не рассчитаны. Их гораздо проще заменить на новые, достаточно переписать номер на крышке сепаратора или торце внешней обоймы.
Ударный механизм
Эта часть инструмента обеспечивает основную задачу перфоратора — долбить. По типу работы может быть механическим или пневматическим.
Существует два варианта конструкции пневматического механизма: использующий подшипник качения или кривошипно-шатунный тип. Первый вариант используется для бытового вида инструмента, а второй — для профессионального.
Устройство, использующее подшипник качения, или по-другому «пьяный подшипник», состоит из группы элементов: поршень, боек, таран и непосредственно сам подшипник.
Вращение двигателя во время работы связано с внутренней втулкой «пьяного подшипника». Внешняя втулка соединяется с поршнем, она совершает движения, напоминающие качение. Расстояние между поршнем и тараном заполнено воздухом. Он, подвергаясь изменению давления, и воздействует на таран, который повторяет движения за поршнем. В результате по бойку наносится удар, а тот, в свою очередь, передаёт силу удара непосредственно буру. Такое действие фактически и означает преобразование электрической энергии в механическую.
Буры для перфораторов
Одним из самых распространенных видов насадок на перфораторы является бур. Он имеет вид обычного сверла по бетону для дрели, только вместо цилиндрического основания для закрепления в цанговом патроне, имеется специальная конструкция SDS-max или SDS-plus. Предназначаются буры для того, чтобы проделывать отверстия в бетонных и кирпичных стенах. Состоят они из следующих частей:
- Хвостовик — это та часть, которая утапливается в патрон перфоратора. За счет специальной конструкции хвостовиков, насадка после установки имеет люфт, за счет которого и обеспечивается ударное движение
- Рабочая часть — это спираль, которая предназначена для того, чтобы отводить пыль и частицы бетона из высверливаемого отверстия. Спирали могут быть шнековыми, а также спиральными и пологими. Если шнековые позволяют сверлить глубокие отверстия, то спиральные предназначены для того, чтобы проделывать отверстия под установку дюбелей
- Наконечник — это режущая часть, которая также является направляющей при выполнении соответствующих работ. На наконечник наносятся напайки из твердосплавных материалов, что повышает износостойкость буров, а также продлевает срок их службы. Наконечники имеют не только разное количество граней, но и соответствующие типы заточки, что влияет на качество и скорость бурения отверстий в бетоне
Буры выпускаются разных диаметров от 12 мм до 60 мм, а также они имеют разную длину от 10-15 см до 1 метра. В зависимости от поставленных задач, необходимо выбирать соответствующие буры для перфораторов.
https://youtube.com/watch?v=fvDBRO1Sq1Y%3F
Это интересно! Если необходимо бурить отверстие в железобетоне или граните, то для таких целей применяются буры с напайкой из алмазного напыления.
Патрон под перфоратор — зачем он нужен
О том, что такое перфоратор, известно даже детям. Чтобы этот инструмент совершал необходимую полезную работу, в конструкцию исполнительного органа, то есть патрона, надо установить насадку. Электроинструмент в отличие от дрели, способен не только совершать вращательные, но еще и возвратно-поступательные манипуляции (ударные). Ударные движения нужны, чтобы разрешать вопросы с такими прочными видами материалов, как бетон и железобетон.
Патрон перфоратора служит, чтобы закрепить насадку, и совершать инструментом необходимые манипуляции. Если на дрелях применяются цанговые зажимные устройства, то на перфораторах используются исключительно механизмы, имеющие специальную конструкцию. Именно благодаря этой специфичной конструкции, перфораторы намного эффективнее справляются с обработкой бетонных оснований. Внешне патроны на дрели и перфораторе практически идентичны. Цанговый механизм на зажимных устройствах дрели состоит из трех губок, которые под воздействием силы вращения прижимаются равномерно друг к другу, тем самым зажимая надежно цилиндрическую конструкцию насадок. Как устроены патроны на перфораторах, узнаем далее.
Электрическая схема и корпус инструмента
Схема снятия рычага.
Существует большое количество способов регулировки скорости вращения электросиловой установки инструмента. Отрегулировать скорость вращения можно путем изменения силы нажатия на пусковую кнопку. Помимо этого, скорость вращения на некоторых моделях устройств устанавливается перед использованием путем вращения ручки регулятора.
Электрические схемы различных моделей перфораторов могут иметь существенные отличия между собой. Самая простая электросхема перфоратора напоминает схему электрической дрели.
Корпус для монтажа механизма изготавливается из металла. Как правило, для его изготовления используются сплавы алюминия или магния. Для легких типов инструмента корпусы изготавливаются из ударопрочного пластика. Иногда можно встретить модели, в которых при изготовлении корпуса используются одновременно металл и ударопрочный пластик. Металл значительно прочнее пластика и способствует более эффективному отведению тепла, чем обеспечивается более быстрое охлаждение механизмов.
Для обеспечения механизмов устройства эффективным охлаждением используется воздух, захватываемый установленным на электродвигателе колесом вентилятора, который направляется к ударному механизму и тем самым осуществляет его охлаждение. Это не позволяет инструменту перегреваться при длительной работе. Поток воздуха поддерживает оптимальную температуру всех механизмов и металлического корпуса, что предотвращает получение травм, помимо этого, в целях предохранения от ожогов в особо опасных местах на корпусе крепятся различные накладки, изготовленные из пластмассы. Встречаются модели, у которых одна сторона корпуса изготавливается из металла, а вторая из ударопрочной пластмассы.
Электродвигатель устройства
Двигатель, являясь основным элементом устройства, приводит в действие все остальные части механизма. Он состоит из статора и ротора, при этом ротор подвижная часть, а статор нет. В состав ротора входят якорь и коллектор. Якорь — это такой блок, содержащий пластины из стали. На них наматываются обмотки из медной проволоки. Коллектор, в свою очередь, выглядит в виде цилиндра. Его конструкция имеет вид диэлектрика с установленными проводящими пластинами, к этим пластинам и подключаются обмотки якоря.
Вращения ротора происходят за счёт магнитного потока, создаваемого вокруг него обмотками статора и приводящего к возникновению момента кручения. При этом ротор использует только постоянное значение тока, и магнитный поток всегда направлен только в одну сторону. Подача питания осуществляется посредством щёток, выполненных из графита. Щётки расположены таким образом, чтобы обеспечивать электрический контакт с якорем.
https://youtube.com/watch?v=Pszn95WcqME
Для проверки обмоток можно воспользоваться мультиметром. Для этого один щуп измерительного прибора устанавливается на щёткодержатель, а второй на вход подключения к сети 220 вольт. Чтобы точно определить места подключения, проще воспользоваться электросхемой. Если сопротивление бесконечное, делается вывод о перегорании обмотки.
Рабочее сопротивление обмотки статора находится в диапазоне 18−32 Ом. Например, у популярного перфоратора Интерскол П-26/800ЭР сопротивление составляет 28 Ом. При замене статора понадобится разобрать двигатель. Обычно выкручиваются четыре винта, корпус раздвигается в противоположные стороны, и освобождается доступ к составным частям двигателя.
Ротор фиксируется в редукторе. На короткое замыкания он проверяется специальным прибором. Часто визуально осмотрев можно сделать вывод о его целостности. На роторе не должны присутствовать царапины и почернения, а пластины должны быть чистыми
При замене ротора важно правильно соединить подшипник с резиновой прокладкой
Конструкция перфоратора, имеющего электродвигатель с вертикальным расположением (бочковым), немногим усложняется из-за непрямой передачи момента вращения. Поэтому с таким типом применяется редуктор, усиливающий удар и крутящий момент устройства.
Как работать перфоратором или увеличиваем жизнь инструмента
Разобравшись с принципом работы перфоратора, не составит большого труда, научится правильно им пользоваться. Чтобы увеличить эксплуатационные сроки рассматриваемого инструмента, рекомендуется выполнять следующие действия:
- Всегда перед работой проверить исправность работы инструмента. Если возникают посторонние звуки или перебои в работе, то эксплуатировать неисправный инструмент запрещено. Это не только опасно для жизни, но еще и может привести к выходу из строя всего механизма инструмента
- Обязательно смазывать хвостовики насадок, которые устанавливаются в патрон перфоратора
- Держать инструмент строго под прямым углом к обрабатываемой поверхности при бурении бетона
- Работать исключительно в защитной амуниции
- Не браться голыми руками за насадку после окончания работ, так как буры нагреваются до температуры 80-90 градусов и более
- После окончания работ нужно сложить инструмент в защитный чемодан
- Работы выполнять исключительно исправными насадками, то есть они должны быть заточенными, а также не иметь дефектов, которые в процессе работы могут привести к тому, что бур или пика переломается на две части
Не стоит забывать о периодической диагностике редукторного узла, который нуждается в регулярной замене смазки. Только при правильном подходе к применению электроинструмента можно говорить о том, что он прослужит не только указанный гарантийный термин, но и в пять раз больше этого срока.
Виды перфораторов и их цена
По типу привода перфораторы бывают:
Гидравлические
Предназначены для работы в сухих условиях и под водой.
В зависимости от модели могут применяться для работ под землей и в сложных погодных условиях.
У многих изделий диапазон рабочих температур от -35 до +45°С.
Пневматические
Работают от сжатого воздуха, предназначены в первую очередь для выполнения работ в опасных условиях, например, непосредственно в толще воды или ее потоках, там, где есть вероятность поражения электрическим током или опасность взрыва.
Сюда относятся телескопические модели – применяющиеся для бурения скважин и шпуров.
Приведенные выше виды перфораторов относятся к промышленному инструменту, который чаще всего используют в горном деле.
Это и переносные, и стационарные варианты.
Электрические
Наибольшего распространения в быту и сфере строительства получили электрические перфораторы, работающие на основе электродвигателя.
Это ручные модели, которые в свою очередь делятся на:
Сетевые
Инструмент с горизонтальным и вертикальным расположением двигателя.
Питается от электросети.
Самые дешевые варианты обойдутся в 2 тыс. рублей.
Аккумуляторные
С питанием от литий-ионного, никель-кадмиевого или никель-металл-гидридного аккумулятора.
Особенно удобны при выполнении фасадных и подобных работ.
Аккумуляторные перфораторы бывают беспроводными, когда батарея фиксируется непосредственно на корпусе инструмента, и с выносной АКБ, соединенной с самим перфоратором проводом.
Батарея в таких случаях крепится, например, на поясе мастера.
Подобные модели изготавливают преимущественно на основе бесщеточного двигателя постоянного тока.
Стоимость составляет 10 – 20 тыс. рублей.
Электроинструмент условно делится на:
Бытовые
Весом 2,5 – 4 кг, предназначенный для периодического использования в домашних условиях.
Сюда, в частности, относится дрель-перфоратор с обыкновенным цанговым патроном, которой достаточно для сверления того-же кирпича.
Инструмент обойдется в 2 – 5 тыс. рублей.
Полупрофессиональные
С увеличенной мощностью и силой удара, достигающей отметки 5 Дж и более.
Весит в среднем не менее 5 кг, применяется для периодической тяжелой работы.
Стоимость примерно 4 – 8 тыс. рублей.
Профессиональные
Инструмент с силой удара более 8 Дж и весом не менее 8 кг, предназначенный для непрерывной длительной работы.
Применяется в основном строительными бригадами.
Цена минимум 7 тыс. рублей.
Лучшие модели обойдутся в сумму не менее 20 тыс.
По назначению инструмент можно разделить на:
Монтажные
Применяется для сверления и бурения отверстий.
Так чаще всего называют перфораторы с горизонтальным расположением двигателя, не имеющие функции долбления.
Демонтажные
С акцентом на бурение и долбежные работы.
Как правило это модели с вертикальным расположением мотора, обладающие достаточной мощностью для проведения демонтажных работ.
Комбинированные
С функционалом для сверления, бурения и долбления.
Это трехрежимные перфораторы, способные выполнять функции как дрели, так и отбойного молотка.
Также такой перфоратор называют универсальным.
Существуют нестандартные перфораторы, которые используют в горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, представляют собой специализированные устройства:
Гидромеханические
Вариант – используется в нефтегазовой промышленности, основное назначение – вскрытие в скважинах продуктивного коллектора посредством струи направленного действия и пробойника.
Его подвид – щелевой перфоратор, который используется для вторичного вскрытия пластов в обсаженных газовых или нефтяных скважинах.
Устройство предназначено для пробивания каналов посредством кумулятивной струи, образованной взрывом заряда.
Как выполнить ремонт перфоратора Макита?
Чтобы определить причину поломки, нужно произвести разборку патрона. Разбирать нужно следующим образом:
- Прежде всего демонтируется рычаг.
- Далее разбирается патрон. Для этого нужно взять отвертку и убрать прокладку из резины. Затем демонтируется стопорное кольцо.
- После этого снимаются все остальные элементы.
Проблемы с патроном могут быть следующими:
- Износилась прокладка. Если это произошло, нужно прочистить инструмент от пыли и заменить пыльник.
- Деформация крышки. В таком случае производится замена элемента.
- Стопорное кольцо расслабилось. Элемент следует слегка затянуть, если есть возможность. Если нет, то деталь надо заменить.
- Если износился шарик, то нужно установить новую деталь, смазать ее и закрепить в отверстии направляющей шайбы.
- Если износилась направляющая шарика, то следует определить уровень износа. Если он небольшой, то достаточно смазать деталь. При большом износе элемент нужно заменить.
- Коническая пружина является самым стойким элементом, однако время от времени он тоже может изнашиваться. Деталь надо располагать меньшей вершиной к редуктору.
Сборка патрона происходит в обратном порядке. В завершение нужно смазать конец бура.
Разборка и ремонт переключателя
Также может сломаться переключатель. Для его ремонта нужно разобрать деталь. Делается это таким образом:
Основная задача – вытянуть из рукоятки защелку
Для этого понадобится вставить отвертку в паз сбоку рукоятки, осторожно зацепить сначала за одно крыло защелки, после чего за другое. Далее защелка вытягивается из рукоятки. Следует позаботиться о том, чтобы из рукоятки не выскочил фиксатор
Это может произойти в случае, если будет отжата пружина. Далее рукоятку надо отвести влево так, чтобы выступы на ней и корпусе редуктора совпали. Переключатель освободится, после чего его можно будет снять. После этого надо будет вынуть фиксатор вместе с пружинкой. Далее удаляется уплотнитель из резины, который находится на рукоятке переключателя. Выполняется чистка всех элементов конструкции
Следует позаботиться о том, чтобы из рукоятки не выскочил фиксатор. Это может произойти в случае, если будет отжата пружина. Далее рукоятку надо отвести влево так, чтобы выступы на ней и корпусе редуктора совпали. Переключатель освободится, после чего его можно будет снять. После этого надо будет вынуть фиксатор вместе с пружинкой. Далее удаляется уплотнитель из резины, который находится на рукоятке переключателя. Выполняется чистка всех элементов конструкции.
Чтобы диагностировать поломку, нужно выполнить такие действия:
- Наиболее распространенной проблемой является неисправность колец переключателя, так как в процессе работы они постоянно соприкасаются с прокручивающимися элементами. Переключатель надо менять, однако если работы нельзя прерывать, то можно просто развернуть изношенную деталь на 180°. Стоит помнить о том, что это временная мера.
- Если в негодность пришли посадочные места, то нужно заменить переключатель.
- Если деформируется уплотнительная прокладка из резины и из редуктора будет вытекать смазка, то элементы надо заменить.
- Если сломается отросток элемента для фиксации, который удерживает деталь в корпусе редуктора, то самопроизвольно время от времени будут переключаться режимы. Данную деталь можно не менять в случае, если проблема не мешает работать.
Профилактика является единственным методом, который позволит избежать большинства проблем в процессе работы инструмента. Большинство неисправностей перфоратора можно ликвидировать самостоятельно, однако если проблема не относится к тем, которые были описаны выше, то рекомендуется доверить проведение ремонтных работ специалистам.
Схема разборки
На протяжении воплощения ремонта представленной техники юзер должен уметь разбирать инструмент. Схема сборки перфоратора Макита 2450 имеет огромное количество узлов и частей. Для проведения ремонта необходимо знать не все они. Вот самые главные элементы, которые представляет схема (Макита 2450. устройство
очень непростой).
1-ое. это стопорное кольцо. Оно участвует на протяжении демонтажа крышки патрона. Дальше идет кольцевое запорное устройство. Оно держит шарик для фиксации бура. Его направляющим служит шайба и коническая пружина.
Редуктор с движком соединяют 4 винта. В схеме находится много резиновых деталей, которые при их износе становятся нередкой предпосылкой поломки.
Этих познаний довольно для воплощения ремонта своими руками. Дальше следует узнать все про техникой его проведения.
Ремонт редуктора и ударного механизма
Вот мы и подобрались к самой содержательной части нашей инструкции. Ввиду различий в устройстве трансмиссионной части и генератора ударных импульсов в разных семействах перфораторов, их обслуживание и ремонт выполняются по разным схемам.
Бочковые перфораторы
Ведущая шестерня раздаточного редуктора посажена на подшипнике двигателя, остальные две имеют собственные упоры. Их нужно периодически проверять на предмет заклинивания и люфта, менять при необходимости.
Шатунный механизм имеет собственный подшипник, который обычно посажен на кулачке эксцентрикового колеса, иногда в основании самого шатуна. Изредка в этом месте используется подшипник скольжения, который требует постоянного наличия смазки с нормированным показателем вязкости. Износ этого узла часто требует замены эксцентрикового бочонка и шатуна.
Передача вращения осуществляется прямой или конической шестерней, в этом месте также важно постоянное присутствие смазки. Необходимость замены определяется по почернению, разжижению и наличию блестящих вкраплений
Пистолетные перфораторы
В перфораторах с горизонтальным расположением ротора проблемы могут возникнуть от износа или заклинивания подшипников. Это наиболее опасная неисправность для всех узлов перфоратора: осколки разбитого подшипника могут попасть в детали ударного механизма и вывести их из строя.
Посадка промежуточного вала и «пьяного подшипника» зачастую выполнена по индивидуальной схеме. Для полной разборки нужно раскрутить прижимную скобу переднего конца вала, отсоединить рычаг переключателя.
В редукторах всех типов следует периодически проводить полную очистку и замену смазки. После разборки все детали тщательно промывают в керосине, избавляясь от осколков разбитых элементов и металлической стружки. После этого смазка специального типа наносится на все движущиеся части.
Растровая муфта
Ствол перфораторов почти всех типов имеет одинаковое устройство. Внешний стакан муфты опирается на игольчатый подшипник в передней части корпуса редуктора. На внешней стороне стакана закреплена основная шестерня передачи вращения вместе с предохранительной муфтой. Для их снятия нужно удалить стопорное кольцо, сжав перед этим пружину переставными клещами.
Разобрать внутренности растровой муфты также несложно. Они фиксируются стопорным кольцом, которое снимается через пару боковых отверстий обычной отвёрткой. Когда кольцо будет удалено, находящиеся внутри детали можно выдавить, вставив отвёртку с передней стороны ствола.
Внутри располагается «летающий» ударный болт и проммасса — приёмник ударного усилия. Большинство болтов имеет сборное устройство, в них часто изнашиваются резиновые прокладки и сальниковые кольца. Менять эти элементы рекомендуется при каждом обслуживании. Сам болт и проммасса могут быть расколоты из-за проявлений усталости при длительной эксплуатации. Эти элементы стоят сущие копейки и при малейших следах развальцовки их также лучше сразу заменить.
Более конкретные рекомендации по ремонту растровой муфты и редукторной части дать сложно: у каждого производителя кинематические схемы могут иметь незначительные отличия. Тем не менее, большая часть неисправностей наглядно видна при осмотре и ревизии. В связи с этим рекомендуется сохранять сборочную схему из инструкции к инструменту, её также следует использовать при поиске комплектующих, которые определяются порядковым номером списка используемых деталей.
рмнт.ру