Как устроена система смазки цепи
Вне зависимости от производителя, механизм подачи рабочей жидкости выполнен по одному принципу. Из специального бачка, смазка цепи бензопилы попадает в маслонасос. При вращении основного вала, создается необходимое давление, и подает жидкость к шине.
В ней выполнена специальная проточка, которая обеспечивает прохождение масла вне зависимости от положения инструмента. На иллюстрации изображен механизм подачи в бензопиле «Штиль» 180: желтым цветом обозначен путь прохождения смазки от насоса по шине. То есть, шина является составной частью системы, выполняя роль маслопровода. Такое решение позволяет удешевить конструкцию, не усложняя ее дополнительными элементами.
Регулировка подачи масла выполняется настройкой насоса, для этого предусмотрены специальные винты. Необходимое количество жидкости, которое попадает на шину, увлекается звеньями цепи, и равномерно распределяется по рабочей поверхности.
Принцип работы системы смазки
Подразумевает безвозвратную потерю рабочей жидкости. К сожалению, обеспечить непрерывный цикл (с возвратом масла в бачок) невозможно.
Схема подачи масла на цепь не может быть герметичной, поскольку рабочие зубцы должны быть снаружи. Регулируется только расход: тут необходимо достичь компромисса между эффективность смазки и затратами на ее пополнение.
Почему масло перестает подаваться на цепь? Видео по ремонту системы смазки бензопилы
Несмотря на простоту механизма, подача масла на цепь бензопилы автоматически регулируется. Расход возрастает при увеличении оборотов, и наоборот. В этом есть логика разработчиков: чем интенсивнее нагрузка, тем эффективнее должна быть смазка.
Обратите внимание
Выброс жидкости для смазки шины цепи позволяет осуществлять оперативный контроль работоспособности системы.
Достаточно поднести инструмент к плоской поверхности (например, свежеспиленному пеньку), и включить вал в рабочее зацепление. На поверхности останется четкий след от капель смазки. Опытные лесорубы «на глазок» определяют эффективность работы системы, и могут отрегулировать интенсивность подачи по масляной дорожке на пеньке. Соответственно, если капли не образуются, значит либо механизм подачи масла неисправен, либо расходная емкость пустая.
Как определить неисправность, если бак полный?
На примере бензопилы Stihl, можно увидеть расположение заливной горловины бака (открывается без применения специального инструмента) и кожуха маслонасоса с регуляторами интенсивности подачи рабочей жидкости.
Прежде чем искать проблему, необходимо убедиться в наличии хотя бы одного признака неисправности системы подачи смазки:
- при проверке «на пеньке» нет следов разбрызгивания;
- масло из расходной емкости не убавляется после продолжительного использования инструмента;
- заведомо острая пила неэффективно режет дерево;
- шина настолько горячая, что на ней оплавляется краска и появляются следы температурной побежалости;
- цепь немотивированно быстро растягивается;
- звенья сухие, поверхность металла утратила характерный блеск смазанной поверхности.
Список масел по соотношению цены и качества
Смазочный материал для 2-тактных двигателей:
- Объем 100 мл — можно купить его за 90 р., необходимо добавлять в бензин 1 к 50 (20 грамм масла на литр бензина). Этот тип разработан специально для бензопил Штиль. Основной компонент — минералы. Возможно использование и для других моделей различных производителей.
- Stihl (объем 1л), предназначено для пил производителя Штиль. Разбавляется 1 к 50. Основа смазочного материала — минеральные вещества. Цена варьируется в пределах 500 р.
- Stihl с дозатором (объем 1л). Разбавляется в соотношении 1 к 50. Цена около 600 р.
- Stihl H. P. Ultra (объем 100 мл), соотношение 1 к 50. Изготовлено также для бензопил Штиль. Это синтетическое масло. Оно обладает высокой степенью смазочных преимуществ. Применяется и для других моделей бензопил с 2-тактными двигателями. Стоимость этого смазочного материала варьируется в пределах 120 р.
- Stihl (объем 5л), соотношение продукта смазки к бензину равно 1 к 50. Компонент — минеральные добавки. Создано непосредственно для бензопил Штиль с 2-тактным двигателем. Применяют и для других. Цена составляет 1500 р.
- Stihl H. P. Ultra с дозатором (объем 1л), разбавляют в пропорции 1 к 50, изготовлено для бензопилы производителя Штиль. Можно использовать и для других марок. Стоимость 1100 р.
Когда и как заливать
Куда заливать масло для цепи – понятно. Для этого есть отдельная емкость. В большинстве бензопил размер этой емкости рассчитывается с учетом объема бензобака пилы. При заполнении обоих бачков под завязку они пустеют примерно в одно и то же время. Поэтому рекомендуется заливать полный объем масляного бачка одновременно с заполнением топливного бака. Тогда не придется отвлекаться на долив дважды.
Перед началом работы полезно проверить, будет ли поступать масло на цепь. Для этого достаточно направить конец шины на ровную поверхность. Какая-то часть смазки слетит с края шины. Попадание капель на поверхность свидетельствует о нормальной работе системы.
При больших отрицательных температурах летнее масло густеет и его смазывающая способность ухудшается. Поэтому стоит применять марки, предназначенные для зимних условий. Если такой возможности нет, то стоит потратить время на разбавление имеющегося масла для уменьшения его густоты. Разбавлять лучше всего керосином в соотношении 1 к 4.
В некоторых моделях предусмотрена регулировка скорости подачи в смазочной системе. Она полезна для корректировки в случае смены типа смазки.
Обратите внимание! Нельзя заливать в бак смесь масел разных видов – минеральные и синтетические. Если закончилось масло от одного производителя, а в наличии есть тот же тип, но другой фирмы, то допускается их смешение при условии немедленного использования
Оставлять подобную смесь надолго не стоит
Если закончилось масло от одного производителя, а в наличии есть тот же тип, но другой фирмы, то допускается их смешение при условии немедленного использования. Оставлять подобную смесь надолго не стоит.
Какое масло лить в бензин для бензопилы?
Для приготовления топливной смеси применяют специальное масло для двухтактных двигателей. Их сегодня великое множество. Однако сами производители, особенно серьезные, такие как Stihl или Husqvarna, всегда пишут, какое масло смешивать с бензином для их бензопил. Они выпускаются под тем же брендом, поэтому, к примеру, масло Штиль подходит для пилы Штиль, а Хускварна — для Хускварны.
Представители фирм-производителей при этом заявляют, что они не знают, как будет работать бензопила с другими маслами, но они точно могут гарантировать исправную работу своей техники, когда топливная смесь для нее приготовлена на основе того продукта, который они указывают в инструкции по эксплуатации. Кстати, при возникновении неисправности в поршневой группе в период действия гарантии, вам могут отказать в бесплатном ремонте, если выясниться, что вы добавляли что-то иное, чем то, на что указывает производитель.
Если в инструкции нет указания на конкретную марку, то бензин можно смешивать с любым двухтактным маслом, которое есть в магазинах. Рекомендую при этом все же покупать продукцию именитых производителей, тех же Stihl или Husqvarna, а также, например, Echo, Hitachi, Makita. Естественно, смело можно брать товар не только тех производителей, которые выпускают бензотехнику, но и тех, кто конкретно специализируются на выпуске ГСМ, например, Ravenol.
Мастера из сервисов, с которыми мне приходилось общаться, нахваливают все те же масла Штиль и Хускварна.
Особенности хранения
Новые и отработанные цепи рекомендуется хранить в масляных ваннах. Эта рекомендация связана с тем, что при длительном воздействии влажности на поверхности может появится сильная коррозия
Для хранения можно использовать и отработку или моторные масла, так как в данном случае важно защитить металл от воздействия коррозии
Хранение отработанного масла
В заключение отметим, что только при соблюдении основных рекомендаций можно обеспечить длительную эксплуатацию конструкции. Стоимость шины или цепи, а также двигателя очень высоки, при неправильной смазке всего за несколько часов работы они могут прийти в полную непригодность. Поэтому можно существенно сэкономить, купив правильную смазку для цепи и двигателя.
Достоинства и недостатки масла
У любого качественного машинного масла есть свои плюсы и минусы У любого качественного машинного масла есть свои плюсы и минусы. Некоторые специалисты утверждают, что масло для бензопилы подойдет любое. Это не совсем так, для бензопилы «Хурставна» может использоваться практически любая субстанция, но для бензопилы «Штиль» требуется только трансмиссионное масло. При выборе хорошо надо знать колер масла, двухтактный движок требует состав, который имеет отлив красноватый, синеватый или зеленоватый.
Чтобы самостоятельно приготовить смесь, требуется использовать термостойкую смазку, которая имеет известную торговую марку.
На плотность продукта влияет сезонность:
- Температура воздуха.
- Влажность.
- Интенсивность солнечного излучения.
- Давление.
В чем особенности разных масел, можно узнать именно внимательно изучив этикетку на емкости. При отсутствии инструкции или этикетки на упаковке, следует отказаться от применения такой субстанции. При этом ТТХ масла не должны кардинально меняться при перепаде температурных режимов.
Специфика смазочной субстанции заключается в том, что она оптимально подходит для движков с высокими оборотами, у которых присутствует воздушное охлаждение. Именно такими силовыми установками комплектуются бензопилы. Масла минерального происхождения имеют красноватый отлив, а «синтетика» обладает зеленоватым колером.
Не следует использовать какие-либо заменители, нередко среди них попадаются контрафактные продукты (до 20%). Отличить подделку достаточно сложно, требуется иметь специально оборудование.
Рекомендуется хранить топливо в металлических емкостях. Готовить топливную смесь лучше всего в канистре.
Существуют большое количество масел и каждое имеет свои особенности
Консистенция делается в соотношении:
50:1.
40:1.
Мнение эксперта
Кузнецов Василий Степанович
На рынке почти полностью отсутствуют бензопилы, который функционируют на смеси в соотношении 25:1. После заливки новой смеси, инструмент должен поработать некоторое время на холостом ходу.
ТТХ минерального или органического масла предназначенного для самой цепи не подходят для подготовки топливной смеси. Готовым продуктом заливается резервуар (до половины), затем перемешивается (емкость при этом должна быть герметично закрыта). Таким образом, получается однородный состав. Загодя топливо лучше не готовить, оно достаточно быстро теряет свои функциональные свойства. При комнатной температуре горючая жидкость портится в течение двух недель.
Какой бензин заливать в бензопилу
Выясним, какое горючее рекомендуется использовать для данного типа устройств. Так как на бензопилах стоит 2т (двухтактный) мотор, и на нем нельзя поставить масляный насос, то чистый бензин для пилы использовать запрещено. В пилы заливают топливную смесь из горючего и масла. Нормы для заправки бензопилы разных моделей регламентирует производитель.
Рассмотрим, какой бензин лить в бензопилу советуют специалисты. Заправка бензопилы осуществляется горючим с октановым числом более 92. Для создания смеси нельзя применять горючее с просроченным сроком хранения, изготовленное из конденсата, в состав которого входят вода и различные примеси.
Отечественные пилы работают на горючем АИ-80. Для зарубежных модификаций нужен бензин АИ-92. Часто бывает так, что в инструкции указана марка горючего АИ-95. Но специалисты считают, что бензин АИ-95, который производится в РФ, не соответствует стандарту качества. Это топливо содержит много противодетонационных добавок.
Применять такой бензин для бензопилы при создании смеси можно только при его высоком качестве. Сложность применения состоит в использовании присадок, с помощью которых изготовители увеличивают эксплуатационные характеристики горючего, которое имеет меньшее число октанового показателя. Поэтому заливать 95 бензин не рекомендуется.
Как разбавить бензин с маслом для бензопилы?
Чтобы приготовить смесь бензина с маслом , садоводу потребуется небольшая емкость, мерный стакан и лейка. Как правило, производители садовой техники комплектуют свои бензопилы фирменными банками или канистрами, изготовленными преимущественно из пластика. Однако лучше всего использовать для приготовления топлива металлические банки – они не вступают в реакцию с присадками масел и компонентами бензина, обеспечивая безопасность оператора и окружающей среды. К тому же металлические банки могут дольше простоять под прямыми солнечными лучами, в то время как пластмассовые емкости в жаркую погоду начинают плавиться.
Соотношение масла и бензина для бензопилы
Чтобы заправить 2-тактный силовой агрегат, оператор должен разводить бензин для бензопилы с правильно сбалансированным моторным маслом. Используемое горючее изначально должно быть неэтилированным и обладать октановым числом не ниже 90.
Важную роль при разбавлении топлива играет пропорция масла и бензина для бензопилы . В большинстве случаев рекомендуемое соотношение компонентов составляет 1:50. Это значит, что в 5л топлива потребуется развести 100 мл масла, или на 1 литр бензина нужно взять 20 мл смазки.
Если оператор должен заправить и обкатать новую бензопилу, то пропорция меняется в сторону увеличения количества используемого моторного масла. В этих случаях соотношение горючего и смазки должно составлять примерно 1:40. Готовить смесь в таком соотношении нужно на протяжении обкатки, то есть во время процедуры потребуется израсходовать 2–3 полных бака насыщенного маслом топлива. В то же время, если бензиновая смесь будет перенасыщена моторным маслом, и ее пропорция будет составлять 1:30, то это приведет к быстрому появлению толстого слоя нагара на поверхности цилиндра и стенках поршня. Результатом этому станет серьезная поломка кривошипно-шатунного механизма.
Для более мощных китайских бензопил нужно использовать больше моторного масла. Причем готовить такую смесь нужно на протяжении всего периода эксплуатации цепных инструментов. Так как садовая техника из Китая обладает изначально повышенной мощностью, ее движущиеся детали поддаются более интенсивному трению. Чтобы не допустить их перегрева и преждевременного износа, нужно регулярно заправлять пилы смесью, приготовленной в пропорции 1:25.
Критерии выбора
Разнообразный ассортимент цепных масел усложняет задачу выбора. Поэтому рекомендуется при покупке смазочного материала ориентироваться на следующие критерии.
Производитель
Предпочтение отдаётся известным торговым маркам, которые гарантируют качество своей продукции, или выбирать масла производителей имеющейся марки. Среди таких:
- Husqvarna;
- FUBAG;
- Газпромнефть;
- MOTUL;
- CHAMPION;
- CARVER;
- Калибр.
Преимущества покупки масла известных брендов:
- в состав входят только полезные антиокислительные вещества;
- продукт обогащается стабилизирующими компонентами и присадками;
- повышаются антикоррозийные свойства;
- предотвращается преждевременный износ режущего механизма техники.
Какие бывают масла
Существует много отличий между типами масел для смазки цепей. Одним из них является происхождение продукта. Выделяют следующие виды материалов:
- Минеральные – производные вещества сырой нефти с добавкой небольшого количества присадок.
- Синтетические – в качестве сырья используют химически синтезированные соединения или продукт нефтепереработки, прошедший глубокую очистку.
- Полусинтетические – состав получается в результате смешивания минеральной и синтетической основ с добавлением пакета присадок.
Предпочтение отдаётся синтетическим маслам, которые минимизируют силу трения в двигателе, за счёт чего увеличивается его ресурс. Такие составы обладают наибольшей текучестью, однородностью. Они сохраняют рабочие свойства и консистенцию при температуре до -40 градусов. Единственным недостатком является высокая цена.
Всесезонные смазочные продукты считаются универсальными. Но не всегда их уместно использовать. Причиной этому являются недоказанные эксплуатационные достоинства таких составов.
Иногда производители указывают свойства, которыми на самом деле не обладают масла (рекламный ход). Неправильный выбор материала увеличивает нагрузку на двигатель (примерно на 10%), что приводит к быстрому выходу из строя инструмента.
По температурным свойствам
Смазочные масла делятся на три группы в зависимости от температурных свойств.
Летние. Сохраняют физические и химические качества при высоких показателях. Однако при достижении отметки -15 градусов становятся очень густыми. Поэтому период применения таких продуктов ограничивается тёплым сезоном.
Зимние. Работают хорошо при минусовых температурах. Рабочую консистенцию сохраняют при достижении показателя -20 градусов и ниже. Применяются масла в холодную пору года.
Всесезонные. Подходят для использования круглогодично. Благодаря составу и наличию присадок масла сохраняют свои свойства при сильной жаре и при минусовых температурах. Диапазон показателей – от -30 до +40 градусов.
Объём, л
При определении количества масла важно учесть, что литраж не соответствует весу изделия, что объясняется более лёгким весом нефтепродуктов. Представленные в продаже масла фасуются в тару объёмов: от 0,07 до 400 л
При покупке масла стоит учитывать потребность в расходе материала. Для частого применения продукта подойдут большие объёмы, для периодического лучше выбирать компактную тару. При этом должен учитываться срок годности смазки.
Можно ли в бензопилу заливать отработку
Многие пильщики нашли такой способ экономии на эксплуатации бензопил, как заправка бака для смазки цепи отработанным материалом, которое сливается с двигателей автомобилей. Это позволяет не только существенно сэкономить на покупке масел, но еще и расходовать отработанные нефтепродукты.
Отработка в бак инструмента
Для смазки цепей бензопил нужно использовать только специальные смазывающие вещества, но никак не моторные. Отработка имеет не только другую вязкость, но еще и содержит металлические пылинки, крупицы и стружка.
- При попадании смазки в бак инструмента эти пылинки и крупицы, которые являются выработкой металла, попадают в масляный насос. В результате устройство выходит из строя, и приходится ремонтировать бензопилу
- Мелкие крупицы металла также попадают на цепь, поэтому не исключается ускоренный процесс нагрева пильной гарнитуры, и выход ее из строя
- Притупление зубьев цепи, так как контакт металла с металлом приводит к быстрому притуплению режущих зубьев
Последствия такой неоправданной экономии опасны не только для самого инструмента, но и для пильщика. Ведь в любой момент гарнитура может порваться, что повлечет за собой негативные последствия. Хотите сэкономить на покупке смазывающих материалов, тогда покупайте масла от малоизвестных фирм, как Нанотек Стандарт, Нанотек Премиум и Энкор.
https://youtube.com/watch?v=mkS8MlVgeSM%3F
Скупой платит дважды, и эта пословица действительно работает, поэтому если не хотите переплачивать, рекомендуется заправлять свой инструмент качественными материалами, что положительно повлияет на их производительность и срок службы.
Ресурс любой бензопилы, без сомнения, зависит от качества ее обслуживания и эксплуатации. Важнейшим требованием для данного агрегата является своевременная смазка всех его подвижных частей. Масло для бензопилы выпускается разных видов, а именно: моторное и цепное. Моторное заливается в двигатель внутреннего сгорания, а цепное предназначено для пильной цепи. Разберемся, как же правильно выбрать масло для бензопилы.
Эксплуатационные свойства
Фирменное или стандартное масло для смазки цепи бензопилы по плотности, вязкости, степени очистки от посторонних примесей и другим рабочим характеристикам отвечает требованиям специальных стандартов.
- Органические и минеральные составы по рабочим свойствам существенно не отличается.
- Опытные пользователи рекомендуют работать на органических расходниках, если интервалы между применением бензопилы не превышают нескольких дней.
- Противокоррозионные и другие защитные свойства более дорогих масел минеральных, задействуются, если инструмент применяется для нечастных разовых работ.
Проверить масло на соответствие внешней температуре, а заодно систему смазки на работоспособность, несложно. Для этого необходимо несколько секунд подержать гарнитуру работающей на средних оборотах пилы над чистым листом бумаги.
По широте и насыщенности масляной полосы можно судить о пригодности состава для длительной работы при данной температуре воздуха и производительности встроенного маслонасоса.