Как зарядить литиевый аккумулятор от шуруповерта

ТОП-5 мощных аккумуляторных шуруповерта

КАЛИБР ДА-20

Недорогой, удобно лежит в руке, автономность. По сборке, лучше некоторых макит или метабо. Светодиодная подсветка, малошумный. Время зарядки аккумулятора: 1.5 ч. В комплекте 2 аккумулятора, биты, кейс.

СОЮЗ ДШС-3320ЛУ

Подсветка сверления, хватает мощности для большинства ремонтно-слесарных работ. Ударный механизм, регулировка усилия завертки. Узкий, быстрозажимной патрон, переключение скоростей, индикация заряда. Зарядное устройство, съемный аккумулятор, кейс.

Sturm! CD3220L

Металлический редуктор, соотношение цена и качество. Блокировка шпинделя, встроенная светодиодная подсветка. Компактный, легкий и удобный. Конусовидный патрон, эргономичная рукоять, блокировка кнопки включения. Защита от перегрузок, регулировка частоты вращения, зарядное устройство, кейс.

Hyundai A 2020Li

Компактный размер, работа с потолком, есть защита от перегрузок. Можно переключать крутящий момент, есть режим сверления. Блокировка кнопки включения, импульсное зарядное устройство, кейс.

DEKO DKCD20FU-Li Li-Ion 2 А·ч 20 В х2 кейс набор

Небольшой шуруповерт, мощный, хорошего качества. Высокая емкость аккумулятора, наличие функции скорости вращения в зависимости от силы нажатия на курок. Долго держит батарею, заряжает за 1 час. В комплект входят универсальные резцы, фиксатор гнезд, деревообрабатывающие сверла и сверла для обработки камня. К этому можно добавить шестигранные ключи, магнитный держатель, зенковочная бита.

Какое количество времени оптимально для зарядки?

Обычно время, необходимое, чтобы полностью зарядить батарею, сообщается в инструкции к шуруповерту. Рекомендуется придерживаться этих указаний. Часто ЗУ оснащается индикаторами, сообщающими о выполнении процедуры и ее окончании. Они помогут понять, как долго держать аккумулятор на зарядке. После завершения процедуры батарею снимают с зарядного устройства, чтобы не нанести ей вред.

Обычно батарея шуруповерта заряжается от получаса до 7 часов. Так, никель-кадмиевые батареи емкостью 1,2 А/ч полностью набирает заряд током 250 мА около 7 часов.

Зарядные устройства для аккумуляторов бывают двух типов – обычные и импульсные. Первые предназначены для бытовых шуруповертов и заряжают батарею в течение 3-7 часов. Вторые используются на профессиональной технике и способны восстановить емкость в течение 1 часа.

Типы аккумуляторов и их особенности

Аккумуляторный электроинструмент комплектуется батареями, выполненными на различной основе. Эти АКБ в эксплуатации и при зарядке ведут себя по-разному, и к ним нужен дифференцированный подход, основанный на знании свойств электрохимических источников питания.

Никель-кадмиевый

Классика жанра для переносного электроинструмента. Многие батареи для шуруповертов напряжением от 12 в до 14 в построены на таких элементах. Недорогие, достаточно емкие аккумуляторы получили широкое распространение, долгое время были единственным бытовым типом источников питания с возможностью возобновления энергии. К их плюсам относят:

  • способность работать при низких (до минус 40 град.С) температурах;
  • отсутствие склонности к самовозгоранию;
  • высокую надежность.

К недостаткам, прежде всего, относят проблемы с утилизацией (кадмий токсичен), а также относительный проигрыш по электрическим параметрам батареям, созданным по более поздним технологиям. Однако есть области, где альтернативы Ni Cd элементам нет, и они еще долго не сойдут со сцены.

Никель-кадмиевая батарея от компании Metabo.

Металлогидридный

Аккумуляторы структуры NiMH разработаны на смену никель-кадмиевым электрохимическим источникам тока. Батареи предыдущего поколения обладают хорошими характеристиками, но содержат кадмий – токсичный элемент, создающий проблемы с утилизацией АКБ. Более новые источники имеют несколько большую удельную емкость, но выдерживают меньшее количество циклов заряда-разряда. Также для них характерна большая токоотдача (до 1,5 крат по сравнению с Ni Cd) и меньший ток саморазряда. Никель-металлогидридные элементы можно хранить на холоде (но не при температурах ниже нуля!) до месяца без необходимости последующей подзарядки. Хранение элементов стало безопасным – авиакомпании принимают Ni-MH батареи к перевозке.

По сравнению с никель-кадмиевыми моделями NiMH батареи имеют полное превосходство почти по всем электрическим параметрам, но при низких температурах они работают плохо. В этой категории устаревшая концепция NiCd конкуренции не имеет.

Никель-металлогидридная батарея 18 вольт.

Литий-ионный

Самый популярный тип аккумуляторов. Считается лучшим и передовым по совокупности свойств. К плюсам таких батарей относят:

  • высокую удельную емкость;
  • низкий ток саморазряда;
  • высокую токоотдачу;
  • повышенное напряжение единичного элемента имеет преимущество при построении относительно «высоковольтных» батарей (18 в или 20 в) – так как элементов надо меньше, то при том же геометрическом объеме общая емкость будет выше;
  • микроскопический эффект памяти (долгое время считалось, что он отсутствует полностью);
  • относительно долгий срок службы.

На практике не все так радужно, и у литий-ионных батарей есть существенные недостатки:

  • литий-ионные элементы выходят из строя при перезаряде, требуется тщательный контроль под управлением микропроцессоров;
  • выходят из строя при глубокой разрядке;
  • теряют свойства при хранении (даже без заряда-разряда);
  • плохо работают при низких температурах.

Для контроля глубины разряда под нагрузкой и предотвращения перезаряда литий-ионные батареи часто оснащаются встроенным контроллером. Он помогает правильно зарядить Li-ion аккумулятор шуруповерта В этом случае батарея работает в более благоприятных режимах и срок ее службы увеличивается. Но не все производители устанавливают в свою продукцию такие платы, несмотря на декларации об их наличии.

Литий-ионая АКБ на 20 вольт.

Также недостатком аккумуляторов Li-ion считается их склонность к самовозгоранию и к взрыву. Проблема усугубляется тем, что в результате химических реакций для поддержания горения им не нужен приток кислорода извне. А с водой содержимое АКБ реагирует, выделяя еще больше взрывоопасных газов. Поэтому тушить такие элементы очень трудно. В результате после нескольких инцидентов и даже катастроф при перевозке Li-Ion элементов авиакомпании стали вводить ограничения и запреты на транспортировку таких источников тока.

Для удобства сравнения основные свойства аккумуляторов разных типов сведены в таблицу.

Тип батареиЭДС одного элемента, ВКоличество циклов заряд/разрядЭффект памяти
Li-ion2,5..4,2до 600Незначителен для практических целей
Ni-Cd1,37до 1000Ярко выражен
Ni-MH1,25 (без нагрузки 1,4 В)200-300Отсутствует при неглубоком разряде

Чем можно зарядить?

Если нужного зарядного устройства нет, существуют три способа решения проблемы:

  • использовать зарядное устройство автомобиля;
  • купить стандартную универсальную зарядку;
  • переделать электрический инструмент под питание от внешнего аккумулятора.

Если выбрано решение воспользоваться автомобильным зарядником, нужно учесть, что батареи шуруповертов имеют собственные характеристики, они отличны от автомобильных аккумуляторов из свинца. Подойти может только та зарядка, которая будет оборудована электроникой с регулировкой тока и напряжения. Здесь придется выбирать зарядный ток, ведь нужное значение может попросту не вписаться в диапазон работы. Это, в свою очередь, может заставить пользователя ограничивать ток посредством балластового сопротивления.

Универсальное устройство приобретают в том случае, если, помимо самого шуруповерта, в доме есть приборы, работающие от аккумуляторов. Достоинством таких приспособлений является масса настроек, посредством которых мастер может определиться с нужным режимом зарядки шуруповерта и подобрать правильный вариант для аккумулятора шуруповерта. Если имеющийся шуруповерт уже старый, покупка внешнего источника тока нецелесообразна и попросту затратна

Выбирая выпрямитель для автомобильных аккумуляторов, важно обращать внимание на полярность. Поэтому стоит держать под рукой тестер. Да и заряжать шуруповерт нужно под постоянным наблюдением

Да и заряжать шуруповерт нужно под постоянным наблюдением.

Можно купить зарядное устройство прямого тока, которое будет соответствовать нужным параметрам аккумулятора шуруповерта

Для этого при покупке обращают внимание на три фактора: зарядный ток, мощность, а также емкость. Вполне возможно, что придется модернизировать устройство, оборудуя специальную защиту, для чего приобретают плавкий предохранитель на 10 ампер, который включают в электросеть

Что касается провода, придется приобретать вариант с большим сечением (по сравнению с обычной проводкой).

Общие правила зарядки АКБ

Чтобы правильно заряжать аккумулятор шуруповерта, должен быть обеспечен определенный внешний температурный режим. Оптимальной считается температура воздуха от 10 до 40 градусов. Нежелательным моментом является возможный перегрев блока батарей во время накопления заряда. Чтобы избежать возможных негативных последствий такого явления, необходимо аккумулятор отсоединять для охлаждения от зарядного устройства.

Не рекомендуется после того, как батареи наберут полную емкость, оставлять их в отключенном зарядном устройстве или вставлять в шуруповерт, который затем не будет использоваться, лучше укладывать в кейс из-под инструмента.

Рекомендуемое время зарядки АКБ составляет от 30 минут до 7 часов и зависит от ее типа. Для конкретной модели электроинструмента оно указывается в эксплуатационной инструкции. Эти указания следует точно выполнять, чтобы изделие прослужило долго. Большинство зарядных устройств оснащены индикаторами, показывающими, на каком этапе находится процесс. В таких случаях по загоранию светодиодов определенного цвета не составляет труда определить, сколько точно нужно заряжать элементы питания. После достижения полного уровня емкости нужно сразу прекратить процесс.

Как хранить аккумулятор для шуруповерта

В зависимости от типа аккумулятора меняются условия хранения. Перед тем, как убрать шуруповерт или батарею на хранение, нужно произвести некоторые процедуры.

Литий-ионный

Так как литий-ионный тип аккумулятора шуруповерта не подвержен эффекту памяти, его можно оставлять на хранение при любом уровне заряда, но желательным будет результат в 40-50% при условии, что АКБ не будет эксплуатироваться 1-1.5 месяца. По истечении этого срока следует достать батарею из отсека хранения и снова подзарядить до 40-50%. Нельзя допускать полного разряда. Иначе из строя выйдут защитные контроллеры.

Правильно заряжать литий-ионные аккумуляторы для шуруповерта сразу же после окончания длительного хранения. Нужно дозарядить батарею до 100%. Li-ion АКБ имеет низкий уровень саморазряда, срок хранения зависит больше от внешних условий.

Никель-кадмиевый

Перед тем как оставлять никель-кадмиевый тип аккумуляторных батарей на длительное хранение, следует провести 3-5 полных циклов зарядки и разрядки. Хранить при нулевом заряде, так как спокойно переносит глубокую разрядку. После окончания хранения с никель-кадмиевым аккумулятором проводят несколько полных тренировочных циклов разрядки и зарядки. Перед первым использованием АКБ должна быть заряжена на 100%.

Никель металлогидридный

Никель металлогидридный самый непригодный тип АКБ для бытовых инструментов, в том числе шуруповерта. Подвержены быстрому саморазряду, в течение срока хранения необходима постоянная подзарядка. Каждый месяц уровень заряда при проверке мультиметром должен быть не менее 30%. По окончании срока хранения никель металлогидридную аккумуляторную батарею нужно полностью заряжать 24 часа. Если этого не сделать, то цикл полной зарядки и разрядки снизится до ~500 в течение короткого времени.

Переделка шуруповерта на литиевые аккумуляторы 18650

В этой статье вы узнаете как недорого переделать аккумулятор шуруповерта с Ni Cd на Li Ion аккумуляторы 18650, тем самым модернизировав аккумулятор шуруповерта, сделав его более мощнее и увеличив время автономной работы. Все этапы переделки подробно описаны, поэтому проблем возникнуть не должно, все необходимые компоненты указанны и доступны.

Необходимые компоненты для переделки

Для перебелки были использованы высокотоковые аккумуляторы 18650 ёмкостью 2500 мА/ч. Данные аккумуляторы имеют уже приваренные выводы для пайки, что очень удобно и ко всему прочему можно существенно сэкономить на батарейных отсеках. Заказать их можно в интернете, поставляются партией по 4 или 6 штук. Купить их можно по ссылкам ниже:

Так же для переделки понадобятся две платы BMS 12.6V 40A, покупал тут:

Зарядное устройство тоже нужно будет переделать и для этого понадобится модуль стабилизации напряжения и тока.

На момент переделки, все компоненты (на две батареи) обошлись всего 1100 рублей, это на много дешевле чем купить новый аккумулятор для шуруповерта, в котором будут стоять всё те же Ni Cd аккумуляторы. Посмотрев цены в интернете, я обнаружил что одна батарея стоит от 1200 рублей, а для переделки ДВУХ батарей, я потратил всего 1100! Все ссылки на компоненты так же можно найти в конце статьи!

Переделка аккумулятора

Первым делом нужно аккуратно разобрать корпус аккумулятора и выбросить старые Ni Cd аккумуляторы.

Затем необходимо отсоединить клемму питания аккумулятора.

К неё нужно припаять два провода, желательно с крупным сечением, в данной переделки были использованы провода сечением 4 мм² и длиной примерно 100 мм. На фото выше можно заметить красный провод, оставлен он был для того, что бы не перепутать полярность, к этому проводу желательно тоже припаять красный провод, что бы избежать неприятностей и вы точно будете знать что это +.

К блестящему контакту нужно припаять минусовой провод:

Затем нужно вставить клемму с припаянными проводами обратно в корпус на своё место, обязательно соблюдая полярность!

Для фиксации клеммы, можно залить вовнутрь стакана термоклей, более лучшего варианта фиксации я не нашел, тем более что держит он очень хорошо!

Теперь можно приступить к пайки аккумуляторов. Снимаем с аккумуляторов термоусадочную трубку и сгибаем их таким образом что бы можно было их спаять последовательно.

Далее спаиваем контакты:

Далее наносим термоклей на ту сторону получившейся батареи, где контакты торчат на верх и приклеиваем плату BMS как показано на фото ниже

Обратите внимание, что плюс и минус платы и батареи, находятся друг на против друга

Затем загибаем контакты батареи на контакты платы и припаиваем их, начиная с минуса!

К контакту платы B1 припаиваем короткий провод, другой конец которого припаиваем к месту соединения аккумуляторов!

К контакту B2 так же припаиваем короткий провод, другой конец которого, припаиваем к месту соединения аккумуляторов на противоположной стороне!

Ну и в конце, припаиваем последний, плюсовой контакт.

Теперь осталось соединить клеммы корпуса с получившейся аккумуляторной батареей, для этого припаиваем красный провод к контакту «P+», а синий, минусовой провод, к контакту «P-«.

На этом переделка аккумулятора закончена! Осталось закрепить изготовленную батарею и поставить на место вторую часть корпуса. На переделку двух аккумуляторов было потрачено не больше часа времени и как говорилось выше, 1100 рублей денег. После тестов, шуруповёрт стал работать ни хуже чем с заводской батареей и я бы сказал, на много лучше, в плане мощности и заряд держится дольше. Всем советую переделать свои старые батареи! ))

Как надо делать «заряд-разряд » аккумулятора шуруповерта? Как часто? Как стереть «эффект памяти»?

На, что особенно следует обращать внимание?

Как правильно хранить аккумуляторы, если один в шуруповёрте, а запасной — отдельно?

Надо ли мерять напряжение, если да, то как часто?

Тут важно учитывать какие аккумуляторы установлены на шуруповёрте (я имею в виду по типу), а так же новый это инструмент, или заряжаем старый. Если на Вашем шуруповёрте установлены никель-кадмиевые аккумуляторы (батарея), то да, у них есть тот самый «эффект памяти»

Если на Вашем шуруповёрте установлены никель-кадмиевые аккумуляторы (батарея), то да, у них есть тот самый «эффект памяти».

Что бы довести уровень ёмкости таких аккумуляторов до должного уровня, их надо не менее трёх раз полностью зарядить и полностью разрядить, таким образом уберёте «эффект памяти» и батарея прослужит долго.

И другое дело литий-ионные аккумуляторы, им «прокачка» не нужна и у них нет «эффекта памяти».

Такие аккумуляторы сразу после покупки инструмента просто заряжаем и всё на этом.

Они не любят глубокой разрядки, поэтому подзаряжать надо периодически, даже если не пользуетесь шуруповёртом длительное время.

При зарядке любых аккумуляторов надо соблюдать температурный режим, температура должна быть в диапазоне от + 10-и, до +40-а градусов.

Ну и самое главное, читайте инструкцию к конкретной модели купленного шуроповёрта там есть информация о правильной его зарядке.ш

В настоящее время никель-кадмиевые аккумуляторы занимают первое место по популярности среди производителей электроинструментов.

Ni-Cd аккумуляторы имеют малый вес, незначительные габариты, сравнительно низкую стоимость, но при всем этом обладают одним существенным недостатком, так называемым « эффектом памяти».

Сейчас на две минуты оторвитесь от чтения посмотрите это видео, чтобы лучше понять, что такое «эффект памяти» и как он возникает.

То есть, в появлении этого эффекта виноваты мы сами, неправильно обслуживая аккумулятор — не дождавшись полного разряда мы ставим его на зарядку, да еще и усугубляем положение, не давая ему полностью зарядиться, прекращаем зарядку. Вот аккумулятор и «запоминает» эти значения и работает в пределах этих величин.

Отсюда вывод: нужно соблюдать режим эксплуатации аккумулятора — доводить батарею до максимально полной разрядки, а уже только потом заряжать ее рекомендованными производителями параметрами.

Аккумуляторную батарею, «заболевшую» эффектом памяти, «вылечить» можно .

Для этого есть специальные зарядные устройства, которые после подключения батареи сначала подключают ее к нагрузке, рассеивая остаток заряда, а затем уже включается блок зарядки.

Можно «вылечить» батарею и своими силами. В этом случае нужно к клеммам аккумулятора подключить 12-вольтовую лампочку мощностью 5 Вт и дождаться, пока она погаснет. После чего следует зарядить батарею полностью.

Провести таких циклов предстоит не два и не три, возможно придется и десяток раз проделать эту процедуру и, хотя полного восстановления первоначальной емкости получить вряд ли удастся, но работать батарея будет лучше — это факт!

Обычно, покупая шуруповерт, мы стремимся выбрать такой, в комплекте которого два аккумулятора и, естесственно, возникает вопрос, как хранить временно неработающий аккумулятор?

Аккумулятор, оставленный без работы на недолгое время (неделя-другая), можно хранить при комнатной температуре полностью заряженным, но не в шуруповерте.

Если перерыв в работе предстоит большой (около месяца), то его следует разрядить, но не полностью, иначе в нем возникнут необратимые процессы. Достаточно поработать шуруповертом до той стадии, когда будет заметно сокращение числа оборотов при полной нагрузке и отправить на отдых. Перед применением нужно законсервированному аккумулятору произвести цикл « полный разряд — полный заряд».

При хранении аккумулятора без работы более месяца, необходимо проводить вышеуказанные циклы ежемесячно.

Как можно еще восстановить элементы аккумулятора

В случае когда по какой-либо причине не удается восстановить батарею заменой неисправных банок, можно попытаться их реанимировать. Только следует учесть, что этого невозможно сделать с литий-ионными банками. Реанимировать можно только батареи с никель-кадмиевыми элементами.

Осуществить реанимацию можно двумя способами:

  • с помощью тисков, пассатиж или молотка произвести уплотнение сжатием банок с выявленным дефектом;
  • сделать прошивку неисправных банок под большим напряжением.

Восстановление банок

Не следует выбрасывать банки, которые не прошли проверку. Часто причина их неисправности – это выкипание электролита или вытекание дистиллированной воды. Это происходит сквозь уплотняющую резинку между средней шиной батарей и ее корпусом. Электролит обычно выкипает при интенсивной зарядке.

Чтобы проверить, можно ли ее восстановить, необходимо попытаться зарядить батарею, которая показывает полный «нуль», импульсным напряжением 12 V, пропущенным через сопротивление в 40-50 Ом. Но при этом нужно внимательно следить, чтобы она не перегрелась. После произведенной зарядки проверить напряжение, и если его по-прежнему нет, тогда аккумулятор подлежит полной утилизации.

Если в батарее после зарядки появилось небольшое напряжение, значит, ее еще можно восстановить. Чтобы пополнить выкипевший электролит, в боковой поверхности просверливается небольшое отверстие, в которое может поместиться только игла от шприца. Через это отверстие в батарею шприцем закачивается вода или новый электролит. Просверленное отверстие заделывается силиконом, и ее можно попытаться зарядить через сутки.

Устранение «эффекта памяти»

Часто аккумулятору нужно восстановление после приобретения эффекта памяти, появляющегося у него после многократных коротких подзарядок, когда не производится его полная зарядка. Эта болезнь распознается достаточно просто. Батарея очень быстро разряжается после полной зарядки, но после небольшого перерыва может снова возобновить свою работу на короткий срок. Проблема частично решается следующим способом:

Рекомендуется полностью зарядить батарею с помощью небольшого напряжения. После этого, применяя минимальные нагрузки, ее следует разрядить. Минимальные нагрузки обеспечивают медленную (плавную) разрядку батареи, которая позволяет просадить целиком все ее пластины и наружный слой.

Для разрядки лучше всего использовать лампочку на 12 V, которая подсоединяется к боковым клеммам аккумулятора. Новую зарядку можно производить после того, как лампочки перестанет гореть.

Перед тем как использовать аккумулятор для работы, вышеописанную процедуру рекомендуется повторить в течение 3-5 раз. После этого емкость батареи, возможно уменьшиться, но использование такого метода восстановления, является довольно успешным и может продлить её службу как минимум ещё на некоторое время.

Справка

Если после разборки аккумулятора невозможно прочитать на элементах батарей их маркировку, а без определения данных, качественный ремонт практически невозможно произвести, необходимо обратить внимание на обозначение материала их изготовления:

  • батареи никель-кадмиевые, обозначаются символами Ni-Cd. Номинальное напряжение каждого элемента равно 1,2 V;
  • никель-металл-гидридные элементы обозначены как Ni-Mh. А указанное напряжение аналогично никель-кадмиевым и составляет 1,2 V;
  • аббревиатура Li-Ion соответствует литий-ионному аккумулятору с напряжением 3,6 V.

Важно

При подборе новых элементов питания для замены вышедших из строя, следует обращать внимание на их размеры и данные, которые максимально должны совпадать с оригиналами

Техника безопасности и меры предосторожности

При использовании любого метода зарядки прибора необходимо быть аккуратным и соблюдать меры предосторожности:

  1. Наблюдать за процессом. Когда аккумулятор наполнится энергией, процедуру прекращают. Иначе переполнение АКБ может привести к закипанию ее электрических элементов. При резком возрастании температуры маленькая искра вызовет взрыв всей конструкции.
  2. Все детали должны правильно включаться в цепь. Во время сборки ведут строгий учет технических параметров устройства, обеспечивая безопасность процедуры и соблюдая полярность. ЗУ, сделанные своими руками, могут полностью испортить аккумулятор, исключая возможность его восстановления в дальнейшем.
  3. АКБ заряжается за короткий промежуток времени при небольших различиях в характеристиках модулей (10-12 Вольт)

Как правильно заряжать литиевые аккумуляторы

Существует несколько схем зарядки литиевых аккумуляторов. Чаще используется двухэтапная зарядка, разработанная компанией SONY. Не применяются устройства с применением импульсного заряда и ступенчатой зарядки, как для кислотных АКБ.

Зарядка любых разновидностей ионно-литиевых или литий-полимерных аккумуляторов требует строгое соблюдение напряжения. На одном элементе заряженного литиевого аккумулятора должно быть не больше 4,2 В. Номинальным напряжением для них считается 3,7 В.

Литиевые аккумуляторы можно ли заряжать быстро, не полностью? Да. Их всегда можно дозарядить. Работа батареи на 40-80 % емкости удлинняет АКБ срок годности.

Двухступенчатая схема зарядки батареи литиевых аккумуляторов

Принцип схемы CC/CV – постоянная сила зарядного тока/ постоянное напряжение. Как зарядить по этой схеме литиевый аккумулятор?

На схеме до 1 этапа зарядки изображен предэтап, для восстановления глубоко севшего литиевого аккумулятора, с напряжением на клеммах не менее 2,0 В. Первый этап должен восстановить 70-80 % емкости. Ток зарядки выбирают 0,2-0,5 С. Ускоренно заряжать можно, током 0,5-1,0 С. (С – емкость литиевых аккумуляторов, цифровое значение). Каким должно быть напряжение зарядки на первом этапе? Стабильным, 5 В. Когда достигнуто напряжение на клеммах аккумулятора 4,2 – это сигнал перехода на второй этап.

Теперь ЗУ поддерживает стабильное напряжение на клеммах, а зарядный ток по мере поднятия емкости снижается. При уменьшении его значения до 0,05-0,01 С зарядка закончится, устройство отключится, не допуская перезарядки. Общее время восстановления емкости для литиевого аккумулятора не превышает 3 часов.

Если литий-ионная батарея разряжена глубже 3,0 В, потребуется провести «толчок». Это заключается в зарядке малым током до тех пор, пока на клеммах не будет 3,1 В. Потом используется обычная схема.

Как контролируют параметры зарядки

Так как литиевые аккумуляторы работают в узком диапазоне изменения напряжения на клеммах, их нельзя перезаряжать выше 4,2 В и допускать разрядку ниже 3 В. Контроллер заряда установлен в ЗУ. Но каждый аккумулятор или батарея имеют собственные прерыватели, РСВ плату или РСМ модули защиты. В аккумуляторах установлена именно защита от того или иного фактора. В случае нарушения параметра, она должна отключить банку, разорвать цепь.

Контроллер – устройство, которое должно реализовать функции управления – переводить режимы CC/CV, контролировать количество энергии в банках, отключать зарядку. При этом сборка работает, нагревается.

Самодельные схемы зарядки, применяемые для литиевых аккумуляторов

  • LM317 – схема простого зарядного устройства с индикатором заряда. От USB порта не запитывается.
  • MAX1555, MAX1551- специально для Li Аккумуляторов, устанавливаются в адаптер питания от телефона в USB. Есть функция предварительного заряда.
  • LP2951- стабилизатор ограничивает ток, формирует стабильное напряжение 4,08-4,26В.
  • MCP73831- одна из простейших схем, подходит для зарядки ионных и полимерных устройств.

Если батарея состоит из нескольких банок, разряжаются они не всегда равномерно. При зарядке необходим балансир, распределяющий заряд и обеспечивающий равномерный заряд всех банок в батарее. Балансир может быть отдельным или встроенным в схему подключения АКБ. Устройство защиты батареи называется BMS. Зная как заряжать приборы, разбираясь в схемах, можно своими руками собрать схему защитного устройства для литиевого аккумулятора.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий