Как снять звездочку с бензопилы husqvarna 137

Что надо знать о конструкции ведущих шестерней на бензопилы

Эксплуатация бензопилы может длиться достаточно долго, пока не возникнет потребность замены вышедших из строя деталей. Ведущая звездочка или шестерня, посредством которой происходит передача крутящего момента с коленчатого вала на цепь, имеет большой эксплуатационный ресурс. Однако и он заканчивается, что приводит к необходимости замены детали. Перед тем, как это сделать, будет полезно узнать о том, какими бывают бензопильные звездочки.

Звездочки сборного и цельного типа

Ведущие шестерни выпускаются двух видов — цельные или цельнолитые вместе с барабаном и сборные. Разница между этими деталями не только во внешней конструкции, но еще и в эксплуатационных особенностях, о чем обязательно будет интересно узнать владельцам бензопил.

  1. Цельные — они состоят из барабана со ступицей и напрессованным зубчатым венцом. Деталь изготавливается методом литья. Недостаток такого типа звездочек в том, что при необходимости их замены, нужно менять полностью всю деталь. Есть и преимущества у таких вариантов приводных механизмов, главным из которых является продолжительный эксплуатационный ресурс. Зубья таких приспособлений отламываются крайне редко, и только в тех исключительных случаях, когда уместен брак. Вторым преимуществом является отсутствие проблемы с поиском деталей, так как они имеются во всех специализированных магазинах. Если возникает потребность замены цельной шестерни на бензопиле, то надо знать о том, что такие устройства стоят дороже, чем сборные.
  2. Сборные — мало кто знает об их преимуществах. Сборными их называют по причине того, что в качестве звездочки выступает сменный венец. Он насаживается на ступичный выступ барабана со шлицами, и приводит в движение цепь. Достоинство таких звездочек в том, что изнашивается венец, который стоит недорого. При его износе не нужно менять весь барабан полностью, что позволяет сэкономить на устранении поломки. Недостаток в том, что найти такие венцы проблематично. Связано это с тем, что деталь имеет низкую себестоимость, но при этом требует больших расходов на изготовление.

Если возникла необходимость заменить ведущую звездочку на бензопиле, то первым делом нужно уточнить, какой тип детали установлен на инструменте. Производители разных моделей бензопил оснащают их ведущими шестернями как сборного, так и цельного типа. Чем они отличаются между собой, уже известно. Стоит только добавить следующее:

  • оба типа деталей являются взаимозаменяемыми, только замена осуществляется совместно с приводным барабаном;
  • по надежности выигрывают сборные устройства, посредством которых обеспечивается эффективное соединение с цепью инструмента;
  • кроме надежности, сборные типы отличаются плавностью хода цепи, что достигается за счет присутствия люфта между выступом со шлицами на барабане и венцом;
  • за счет наличия люфта, увеличивается эксплуатационный ресурс выступов на барабане, но при этом вся нагрузка ложится на сменный венец.

Сборные устройства отличаются шумностью по сравнению с цельными, но при этом они более эффективны. Часто случается так, что найти сменный венец для звездочки бензопилы не удается, что приводит к необходимости установки цельного барабана.

Интересно знать! Барабан на бензопиле практически не изнашивается, поэтому использование цельных звездочек для привода цепи в движение является нерациональным.

Ремонт бензопилы Partner P350 XT. замена приводной звездочки

Конструкция ее венца определяет такой важный параметр, как выбор цепи по шагу.

  • Установка новой детали на изношенную звездочку снижает плавность ее хода, форсирует износ, инициирует риски ее обрыва и создания травмоопасной ситуации.
  • Также имеет место увеличение эксплуатационных нагрузок на двигатель и элементы кинематики инструмента.
  • Аналогичный процесс имеет место при установке на шину старых растянутых цепей, диаметр которых подгоняется под размер шины удалением части звеньев.

Специалисты также не советуют произвольно менять размеры звездочек. Эксперимент может отрицательно сказаться на ресурсе двигателя и кинематике инструмента в целом.

Безопасность распиловочных работ разных степеней сложности обеспечивается эффективной работой тормоза аварийной остановки и устройствами, блокирующими разлет концов цепи при случайном обрыве. В любом варианте — самая надежная профилактика нештатных ситуаций, поддержание бензопилы в исправном техническом состоянии.

Ведущая звездочка для бензопилы любой мощностной категории производится из специальной стали, обрабатывается по особой технологии, поэтому ремонт детали наплавлением дуговой сваркой и последующим фрезерованием не возможен.

  • Преимущества самостоятельного ремонта приводного устройства в меньших затратах средств и времени.
  • При наличии соответствующего инструмента с работой можно управиться за достаточно непродолжительный временной интервал.

Если шестеренка имеет сменный венец, следует тщательно проверить состояние основания. При обнаружении забоин, сколов, глубоких царапин, изменения геометрии или коррозии следует заменить не только венец, но и всю деталь. Совместная работа в одном узле изношенных и новых деталей приведет к сокращению срока службы всего узла. Существенно возрастает риск заклинивания или обрыва цепи.

Кроме того, повысится вибрационная нагрузка на сцепление, трансмиссию и двигатель устройства. Те же факторы возникают при продолжительной эксплуатации одной цепи.

Не следует также менять диаметр шестеренок (и, соответственно, число зубов). При работе увеличенной или уменьшенной звездочкой в трансмиссии и двигателе возникают усилия, на которые конструкторы устройства не рассчитывали. Это сократит эксплуатационный ресурс инструмента и не повысит его производительность.

Конструкционные проблемы, отличия разных моделей

Брендовые бензопилы обладают особенной конструкцией, которая не позволяет заменить изношенный привод без того, чтобы не демонтировать сцепление и прочие части бензопилы. То есть, пилу нужно почти полностью разобрать. Более современные модели дорогих бензопил всегда комплектуются специальным ключом.

Также владелец бензопилы может столкнуться с таким нюансом: на китайских импортных бензопилах или электропилах звездочка на механизме сцепления может располагаться непривычным образом. На старых моделях при износе зубцов цепи нужно откручивать и менять барабан, цельный с приводом. На более новых моделях можно заменить звездочку отдельно.

Существуют ли способы продлить ресурс существующей звездочки?

Основные способы продлить рабочий ресурс ведущей звездочки бензопилы:

  • использовать несколько цепей (желательно — три). Такой способ самый щадящий и удобен для владельца бензопилы тем, что не нужно постоянно подтягивать изношенную интенсивной работой цепь. Эксплуатация поочередно трех цепей позволит сохранить ресурс звездочки и отсрочить ее замену;
  • качественное техническое обслуживание подшипника ведущей звездочки. Эта деталь играет важную роль в функционировании как приводной звездочки, так и двигателя. Для смазки рекомендуется использовать специальный смазочный материал. Подшипник звездочки задействуется не постоянно, а только на холостых оборотах, поэтому нуждается в периодическом смазывании. Можно использовать смазку для носа шины, например, стандартную смазку от Repsol или Husqvarna.

Замена сцепления

При замене сцепления не рекомендуем применять в качестве стопора металлические или пластмассовые предметы. Первые могут поцарапать цилиндр, вторые – замусорить его.

Центробежное сцепление бензопилы

Разбираем сцепление:

  • Включаем тормоз остановки цепи, снимаем защитную крышку и демонтируем пильную гарнитуру;
  • Удаляем грязь, опилки, засохшую смазку, если таковые имеются;
  • Снимаем воздушный фильтр и насвечник;
  • При помощи свечного ключа вывинчиваем свечу;
  • Вращая коленвал, подводим поршень к верхней точке, затем отводим на 6-9 мм;
  • Веревкой, диаметром 7-8 мм, стопорим поршень в верхнем положении;
  • Специальным ключом-съемником откручиваем гайку на сцеплении.

Большинство движущихся деталей бензопилы, имеют правостороннее вращение. Поэтому в гайке на сцеплении предусмотрена левая резьба. Снимать крышку необходимо вращая ключ за часовой стрелкой. Запрещается проводить эту операцию при помощи молотка и зубила – собьете грани!

Снятие гайки сцепления

  • Снимаем крышку и ведущую звездочку. Диагностируем неисправности и оцениваем износ деталей. Оцениваем состояние игольчатого подшипника;
  • При необходимости проводим замену деталей на новые (чаще всего в этом нуждается ведущая звездочка);

Монтаж системы сцепления бензопилы проводится в обратном порядке, однако при этом следует обращать внимание на некоторые особенности

Нюансы при монтаже системы сцепления:

На некоторых моделях бензопил между ведущей звездочкой и сцеплением может находиться шайба Обратите внимание, какой стороной к двигателю она стоит; Некоторые приводы масляных насосов оборудованы специальной пружиной (усом), которая отвечает за передачу вращательного движения от ведущей звездочки на маслонасос

Важно так отрегулировать пружину, чтобы она свободным концом (усом) попадала в соответствующий паз на корпусе звездочки В противном случае пильная гарнитура не будет смазываться;

Немного о правилах эксплуатации узла

Независимо от бренда производителя (STIHL, Husqvarna, Partner, Patriot, Makita ) бензопилы подразделяют на бытовые, полупрофессиональные и профессиональные. Разница, однако, заключается не в качестве сборки или изготовлении компонентов, а в классе выполняемых задач, производительности и длительной мощности привода. Это предопределяет выбор материала ведущей звёздочки для бензопилы, её исполнение и конструкцию пильной цепи.

Работоспособность инструмента будет определяться способом эксплуатации пары «цепь-звёздочка». В большинстве случаев пользователи пользуются одним из двух вариантов:

  • Цепь эксплуатируется вплоть до полного износа зубьев, а тогда уже одновременно заменяется как пильное полотно, так и звёздочка;
  • Периодическая замена цепей, имеющий разный шаг, и для каждой потребуется своя ведущая звёздочка.

Выбор варианта часто определяется отношением хозяина к своему инструменту. Если всё равно, что пилить (дерево или застрявшие в нём стальные скобы, шурупы и пр.), тогда можно остановиться на первом варианте. Цепь, правда, придётся периодически править, снижая тем самым производительность работы на бензопиле.

Категорически не рекомендуется оставлять старую цепь при новой звёздочке и наоборот. При изношенности пильного полотна вероятность того, что шаг зубьев не совпадёт – практически стопроцентный. Поэтому в начальный момент пуска оба компонента цепной передачи будут подвергаться значительным динамическим нагрузкам. В результате либо цепь преждевременно растянется, «подстраиваясь» под звёздочку, либо при ударе лопнет один из зубьев на ведущей звёздочке.

Кроме этого, стоит акцентировать внимание и на работе подшипникового узла вала ведущей звёздочки. При работе пилы в режиме рабочих оборотов вращается только коленчатый вал. Но все бензопилы периодически функционируют и на холостых оборотах, когда подшипник вращается

При недостатке смазке происходит износ посадочного места, и – как следствие – дополнительное биение зубьев ещё вполне работоспособной цепной передачи

Но все бензопилы периодически функционируют и на холостых оборотах, когда подшипник вращается. При недостатке смазке происходит износ посадочного места, и – как следствие – дополнительное биение зубьев ещё вполне работоспособной цепной передачи.

Из этого следует, что при замене цепи и ведущей звёздочки для бензопилы неплохо одновременно заменить и подшипник.

Как снимается и меняется звездочка на бензопиле

Перед тем, как снять и заменить звезду на бензопиле, нужно убедиться в том, что деталь не подлежит дальнейшей эксплуатации. Для этого нужно осмотреть деталь, а фото новой и изношенной звёздочки бензопилы изображено на фото ниже.

Чтобы поменять шестерню, нужно определиться с тем, какой вид устройства стоит на инструменте, и что будет устанавливаться. Для каждого вида механизма последовательность действий будет отличаться. Замена звездочки на бензопиле первого варианта неразборного типа выглядит следующим образом:

  1. Демонтаж кожуха, а также шины и цепи

  2. Снятие стопорного кольца, а за ним и шайбы

  3. Демонтируется шестерня совместно с барабанным механизмом. Оценивается состояние изделия. Наличие дефектов говорит о необходимости ее замены
  4. Снимается подшипник роликового типа, который также лучше заменить при признаках износа. Если состояние подшипника удовлетворительное, то можно осуществить его смазку, и установить на место. При установке нового подшипника его также нужно тщательно смазать смазочным материалом типа Литол-24
  5. Вместо неразборного устройства можно устанавливать сборной механизм. Это впоследствии упростит процесс замены ведущей шестерни

В обратной последовательности осуществляется процесс  сборки механизма. Если же нужно выполнить замену изделия разборного типа, то процесс будет практически аналогичным, только в итоге заменяется один венец без барабана.


Конструктивные отличия шестерней цельного и разборного типа

Если процесс замены будет завершен, нужно произвести проверку. Проверяется сила натяжения цепи, для чего включается ручной тормоз, и оттягивается цепь по направлению ее перемещения. Неподвижность изделия говорит о перетяжке крепления. Для его ослабления понадобится отпустить натяжитель.

Это интересно! При замене рассматриваемого механизма рекомендуется покупать специальный подходящий ремкомплект под определенную модель инструмента в зависимости от шага цепи.

Особенность конструкций пил

Профессиональная бензопила марки STIHL

В эксплуатации уже существует несколько десятков бензопил разных производителей, мощностей, а главное специального назначения. Подразделяют пилы на:

  • профессиональные (для валки леса и строительства);
  • бытовые (садовые).

Соответственно, приводная шестерня у них будет разной, как и последовательность действий. Это особенность устройств редукторов пил. У большинства профессионального инструмента шина может изменять свое расположение на пиле в двух плоскостях.

Основные неисправности бензопил и действия по их устранению, описаны здесь.

Алгоритм проведения замены барабана сцепления

Для бесперебойного использования бензопилы необходимо регулярный технический осмотр.

При осуществлении замены барабана сцепления следует использовать для установки только строго определенный тип конструктивного элемента устройства. При проведении замены барабана следует одновременно менять подшипники элемента конструкции.

Для проведения ремонтных работ следует приобрести специальный ремонтный комплект, который в своем составе содержит ведущую звездочку и подшипник. После приобретения ремонтного комплекта следует подготовить требуемые для ремонта материалы и инструменты. Основные инструменты, которые потребуются при проведении ремонта являются следующие:

  • универсальный ключ, который поставляется в комплекте с бензопилой;
  • стопор поршня, может быть изготовлен из пластика или металла;
  • спецсъемник центробежного механизма или барабана сцепления.

Процедура проведения работ состоит из нескольких этапов. Каждый этап имеет свои особенности в зависимости от конструктивных особенностей бензопилы, но схема и последовательность работ является одинаковой для любой модели агрегата.

Последовательность проведения ремонтных работ

На первом этапе проводится демонтаж гарнитуры пилы, снимается крышка направляющей шины. После снятия крышки проводится демонтаж направляющей шины и пильной цепи. Откручивание гаек крепления осуществляется при помощи универсального ключа, который входит в комплект поставки агрегата.

После снятия пильной цепи и направляющей шины осуществляется демонтаж воздушного фильтра. Затем проводится демонтаж свечи зажигания. На место демонтированной свечи устанавливается подготовленный заранее стопор поршня двигателя. Стопор позволяет зафиксировать положение поршня в цилиндре и предотвратить проворачивание коленвала. Снимать муфту сцепления следует при помощи спецсъемника, установленного в разъем универсального ключа. Все действия следует осуществлять по часовой стрелке.

После удаления муфты сцепления открывается подход к внутренним деталям устройства, то есть после снятия муфты можно снять звездочку.

После снятия барабана сцепления проводится, в зависимости от его вида, осмотр и проверка венца и звездочки. В зависимости от конструкции этого узла проводится замена износившихся элементов конструкции

При проведении ремонта особое внимание следует уделить пружинам центробежного механизма и его кулачкам. При обнаружении износа следует провести их замену

В случае, если комплектующие не вызывают нареканий, все элементы конструкции устанавливаются на бензопилу в обратном порядке. В первую очередь следует выкрутить стопор поршня и вытащить шнур стартера, после этого стопор поршня устанавливается на место. Эта сложная последовательность операций дает возможность зажать центробежный механизм на коленвалу агрегата. Сцепление устанавливается на место и зажимается при помощи универсального ключа, имеющегося в комплекте бензопилы. Зажимание при помощи ключа следует проводить против часовой стрелки.

Последним этапом проведения ремонтных работ является установка оставшихся элементов конструкции устройства.

При проведении замены звездочки, все работы должны проводиться аккуратно и с осторожностью. Все ремонтные работы должны проводиться с использованием специальных инструментов, в противном случае можно вывести из строя центробежный механизм или пильную цепь

Детали привода бензопилы – ключевые и высоконагруженные. От них зависит производительность и работоспособность всего агрегата. В ходе работы они изнашиваются — цепь удлиняется, а шина и зубья приводной звездочки снашиваются. Правильный выбор деталей на замену и точная наладка позволят продлить срок службы инструмента и избежать повышенного износа и поломок.

Способы, помогающие продлить ресурс цепной звездочки

Чтобы увеличить ресурс ведущей звездочки необходимо придерживаться следующих правил:

  • Эксплуатировать около 3 цепей.
  • Проводить техобслуживание подшипника звездочки. Следить, чтобы он всегда был смазан качественной смазкой. Отлично подойдет стандартный смазочный материал от

Если вы хотите сэкономить и самостоятельно заточить звездочку, то лучше этого не делать. Ее стоимость не так велика, а попытка восстановить деталь своими руками может обернуться против вас. Специалисты рекомендуют не экономить на этом и при первых признаках износа, приобретать и ставить новую звездочку.

Основные неполадки цепи бензопилы

Пользователи бензопил нередко сталкиваются с проблемой натяжения пильной цепи. Она либо самопроизвольно ослабевает, либо растягивается и слетает. Как правило, данные неприятности вызываются поломками агрегата. Поэтому прежде чем приступить к процедуре натяжки цепных звеньев, следует проверить и устранить возможные причины, которые могут привести к нарушению регулировки.

Причинами того, что цепь на бензопиле растягивается, могут быть большие нагрузки или недостаточное поступление смазки на шину. Из-за этого пила перегревается, металл расширяется, увеличиваются размеры пильного элемента, и он слетает с шины. Поступление масла может нарушиться при поломке насоса, засорении каналов, обрыве масляного шланга.

Если вы поменяли цепь на бензопиле на новую, то будьте готовы к тому, что в период обкатки она будет немного растягиваться. Необходимо лишь вовремя проверять натяжение, чтобы элемент не слетел с шины.

При износе ведомой или ведущей звездочки снижается эффективность сцепления со звеньями цепи, вследствие чего пильный элемент слетает. В таком случае придется открутить привод цепи и поменять звездочку. Также пильное полотно агрегата может слетать по причине его растяжения или деформации шины.

Если на вашей бензопиле ослабевает цепь, то вызывать данную неисправность может вышедший из строя механизм натяжения.

Немного о правилах эксплуатации узла

Все бензопилы, невзирая на изготовителя, подразделяют на:

  • Бытовые. Малая мощность. Предназначены для небольших объемов работ по домашнему ремонту. Продолжительность непрерывной работы: полчаса — час. Рекомендуемое использование — до 50 часов в месяц.
  • Полупрофессиональные. Средняя или высокая мощность Способны проработать без перерыва несколько часов. Подходят для небольшого строительства или ремонта. Месячное использование-до 100 часов.
  • Профессиональные. Высокая мощность, дополнительная функциональность. Могут использоваться непрерывно на протяжении всей рабочей смены. Предназначены для лесоповала, среднего и крупного строительства, заготовительных цехов предприятий.

Все они имеют сходную конструкцию основных узлов и высокое качество сборки. Основное различие заключается в устройстве рабочей цепи и в материалах, применяемых для изготовления деталей и узлов.

Пригодность бензопилы к использованию зависит от стиля использования полотна и звездочки. Их обычно два:

  • Цепь используется, пока зубы полностью не износятся. Вместе с нею меняют и шестерню.
  • Используется несколько цепей с разным шагом, которым соответствуют свои шестерни, соответствующие им по числу зубов и шагу.

В первом случае пилят все подряд, включая гвозди и скобы. Это вызывает повышенный износ и цепи, и шестерни. Приходится часто править и затачивать цепь, тратя на это много времени.

Цепь и звездочку следует менять только вместе. Во время работы ролики полотна прирабатывается к шестерне, несколько растягиваясь по мере износа зубьев. Если старую цепь поставить в пару с новой звездочкой (или наоборот) такого соответствия не будет.

При старте будут возникать удары зубьев о звенья, что приведет к повышенной вибрации и износу всего бензопилы.

Влияет также состояние пары шестерня-полотно и на работу сцепления и подшипника привода. В режиме «Работа» вращается коленчатый вал. В режиме холостого хода, при разъединенном сцеплении, начинает вращаться подшипник. При его недостаточной смазке он подвергается повышенному износу, что вызывает еще большее биение зубьев.

Периодической замене подлежат и полотно, и звездочка. Лучше это делать одновременно

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий