Последствия эксплуатации не заточенной цепи
Если не затачивать своевременно цепь цепной пилы, работать пользователю становится все тяжелее, а спил становится неровным. Такая эксплуатация приведет к таким негативным последствиям, как:
- снижение КПД – распил требует больших физических усилий, соответственно, скорость работы падает;
- повышение расхода топлива – перерасход может достигать 30%;
- снижение срока службы пилы – быстро изнашивается цепная гарнитура, а также перегревается двигатель, что повышает вероятность выхода из строя инструмента;
- риск получения травмы пользователем – при нестабильной работе пилы может порваться цепь.
Как укоротить цепь бензопилы своими руками?
Многие новички не всегда знают, что делать если растянулась цепь на бензопиле. Решить проблему поможет укорачивание гарнитуры на одно или несколько звеньев.
Чтобы расклепать цепь потребуются следующие инструменты:
- тиски;
- молоток;
- наковальня;
- наждачная бумага;
- болгарка и алмазная шлифовальная насадка в форме круга;
- тонкий бюродок.
Переклепать цепь также можно приспособлением, получившим название пробойник.
Существует несколько видов таких станков:
- пробойник для цепных заклепок – этот инструмент используется исключительно для снятия лишних заклепок. Для этого пробойник оборудован наковальней с пазами для монтажа. Чтобы снять заклепки, в комплектации пробойника предусмотрено несколько пар сменных наконечников;
- заклепочно-обкатный станок – после снятия лишнего звена, потребуется установить новое и заново заклепать гарнитуру. В этих целях используется заклепочно-обкатный станок. Этот заклепочник для цепей оборудован электрическим мотором, который выделяется высоким крутящим моментом. При работе со станком глубина пропила может составлять от 1,1 до 2 мм. В комплекте поставки заклепочника поставляются разные твердосплавные наковальни и вставки, которые при работе оборудования вращаются на разных скоростях.
Если у владельца пилы нет возможности приобрести станки, то можно укоротить цепь на бензопиле при помощи подручных инструментов.
Ремонт выглядит следующим образом:
- Сначала растянувшееся звено потребуется аккуратно сточить наждачной бумагой. При этом нужно стараться не повредить соседние звенья;
- Далее поврежденное звено потребуется сточить болгаркой
- После этого остатки элемента нужно вывернуть. При этом направляющие цепи нужно зажать тисками. Это даст возможность аккуратно срубить заклепки, которые располагаются на штатном соединительном звене.
После расклепывания гарнитуру нужно расположить между пластиками соединительного звена бородок, и резко ударить по нему молотком. После этого пластинки должны отсоединиться от заводской заклепки. Перед тем, как заклепать цепь бензопилы, нужно купить ремонтное звено. При его выборе потребуется учесть вид гарнитуры, шаг и ее профиль. Чтобы правильно заклепать элемент, его потребуется расположить на наковальне. При этом открытая его часть должна быть направлена вверх. Затем на заклепки нужно надеть верхнюю пластину, и не сильно простучать ее молотком. Далее можно начать расплющивание заводских заклепок.
В домашних условиях это выполняется в таком порядке:
- Цепь нужно положить на наковальню, а бородок наставить на заклепку гарнитуры;
- После этого потребуется резко ударить по деталям молотком. То же самое нужно сделать со второй заклепкой;
- В конце потребуется убедиться, что звено гарнитуры свободно передвигается при вращении цепи.
Если укорачивание цепи своими руками было выполнено неправильно, в результате чего ремонтное звено не передвигается, то использовать такую гарнитуру для распиливания нельзя. При работе она может разорваться и нанести серьезную травму оператору.
Направление цепи и какой стороной одевать
Цепь бензопилы, если внимательно рассмотреть, имеет пильные зубья, направленные в одну сторону. Поэтому правильное направление пильных зубьев на направляющей шине определить очень просто: если расположить саму бензопилу в плоскости, которой она находится в процессе работы, то ряд зубьев расположенный сверху направляющей шины, острыми краями должен быть направлен к концу шины. В то время как, ряд зубьев, который находиться снизу бензопилы, острыми краями должен смотреть в обратную сторону, по направлению к ведущей звездочке.
Какие бывают цепи для бензопил?
В зависимости от предназначения, то есть, от планируемого направления распиловки древесины, цепи для хозяйственных пил делятся непосредственно на такие виды;
- продольные – особенность гарнитуры этого типа заключается в том, что при ее монтаже и использовании на садовом инструменте производительность последнего увеличивается почти в 2 раза;
- поперечные – установив поперечную гарнитуру с победитовыми напайками, оператор бензопилы получает возможность заметно снизить «агрессивность» садового инструмента и уменьшить нагрузку на встроенный заводской мотор, тем самым, сделав вибрацию ДВС менее заметной.
Еще один важный для стабильной работы параметр, по которому постоянно делятся цепи – это их шаг. Шаг цепи бензопилы – это длина зазора между тремя звеньями.
На рынке встречаются гарнитура с такими характеристиками шага:
- 0,25 или 1/4 » – этими деталями комплектуются одноручные бытовые пилы, не выделяющиеся высокой мощностью. Чаще всего садовые инструменты этого типа эксплуатируются для точного распила древесины и непродолжительной работы в условиях сильно ограниченного пространства;
- 0,325 или 3/8 » – гарнитурой этого типа оборудуется большинство хозяйственных бензопил;
- 0,404 или 3/4 » – твердосплавные пильные элементы этого типа имеют большие размеры. Их устанавливают исключительно на мощные профессиональные садовые инструменты, которые можно эксплуатировать для работы по газобетону.
Все имеющиеся детали для распиловки производятся с учетом того, что чем больше их размер, тем выше их производительность. Тем не менее, с увеличением габаритов пильных элементов возрастает заданная ширина распила древесины. Чтобы сделать сопротивление распиливаемого материала менее заметным, устанавливать крупную гарнитуру нужно только на пилы с внушительным запасом мощности. Довольно часто производители делят пильные элементы по толщине их хвостовиков, которые обязательно должны совпадать с заданными величинами пазов штатных шин садовых инструментов. Соблюдение этого правила улучшит надежность крепления детали на шине, а также предотвратит соскальзывание гарнитуры.
Еще один важный параметр – это количество звеньев гарнитуры. Чем больше их число, тем быстрее бензиновая пила будет распиливать твердую древесину или выполнять работы по бетону.
Инструменты необходимые для проведения работ
Приступая к клепке, первым делом необходимо убрать с цепи звено, для этого потребуется расклепать заклепки. Для расклепывания понадобится наковальня, молоток, тонкий бородок, тиски, болгарка со шлифовальным кругом или наждак. Эти инструменты не позволяют качественно провести работу, но зато они найдутся у каждого. Более культурный и бережный способ, снять заклепки при помощи специального пробойника.
Конструкций пробойников несколько, расскажем о самой популярной.
Пробойник для заклепок
Пробойник – станок, который применяется для снятия заклепок.
Он механический, работает по принципу пресса. В комплекте имеется специальная наковальня, в которой выбраны пазы для установки гарнитуры с различным шагом. Также имеются сменные наконечники, которыми и происходит выдавливание клепки.
Предлагаем посмотреть видео, в котором показано, как расклепать пильную цепь при помощи механического пробойника.
После того как цепь расклепана, необходимо снять старое звено, установить новое и заклепать. Для этого применяется станок заклепочно-обкатный. Он электрический, поэтому стоит гораздо дороже пробойного станка.
Заклепочно-обкатный станок
На станке установлен редукторный двигатель с высоким крутящим моментом.
Применяется для заклепки и прокатки гарнитуры с шагом от 1/4″ до 0,404″. Глубина пропила цепей, которые можно заклепать при помощи этого станка от 1,1 мм, до 2 мм (0,043″ — 0,080″). Вместе со станком поставляются специальные вращающиеся вставки и наковальни для разных типов. Вставки и наковальни промаркированы. Маркировка «А» означает, что вставки предназначены для гарнитуры с шагом 3/8″ и 0,404″. «В» — для 1/4″ и 0,325″.
Станок работает следующим образом. Пильная цепь с новым звеном и заклепками устанавливается в направляющие вставки. Ремонтное звено с установленными в неё заклепками прижимается рабочим валиком к наковальне, после этого включается двигатель и валик начинает вращаться, постепенно раздавливая заклепку, в этот момент, оператор станка немного увеличивает усилие прижима валика, закручивая регулировочный винт. Для наглядности, предлагаем посмотреть видео о работе заклепочно-прокатного станка.
Использовать такой станок для того чтобы клепать дома, не выгодно, т. к. он дорогой. Если необходимо переклепывать не регулярно, то можно обойтись и без него. Рассмотрим, как укоротить цепь бензопилы своими руками без использования дорогостоящих станков. Начинать нужно с расклепывания и снятия звена.
Преимущества станка в том, что заклепанные с его помощью клепки практически не отличаются по качеству от тех, которые клепали в заводских условиях.
Замена пильного элемента бензопилы
Если требуется замена цепи на бензопиле, то выполните следующие действия.
Снимите крышку, закрывающую звездочку. Для этого чаще всего необходимо открутить крепежные гайки.
Открутив крепеж, снимите крышку, закрывающую муфту со звездочкой.
Взявшись рукой за шину, подайте ее в сторону звездочки, чтобы цепь ослабла.
Снимите цепной элемент с ведущей звездочки.
Теперь необходимо установить цепь на бензопилу. Возьмите новый пильный элемент и оденьте его сначала на ведущую звездочку.
Затем нужно одеть цепь на шину, уложив элемент в ее паз по всему периметру
Важно, чтобы звенья правильно оделись на ведомую звездочку, находящуюся на вершине шины
При установке обратите внимание на направление режущих звеньев. Они должны быть направлены в противоположную от агрегата сторону, на верхней части шины.
Подайте шину в противоположном относительно двигателя направлении, чтобы немного подтянуть цепь.
После укладки пильного элемента, прежде чем ставить крышку на место, необходимо совместить винт, посредством которого проводится регулировка натяжения, с регулятором, находящимся за шиной
Только после этого можно надеть крышку и слегка прикрутить гайки
Далее, вставьте отвертку в регулировочный винт и произведите окончательное натяжение. Как производится правильная натяжка цепи, было рассказано выше.
Немного приподнимите шину и затяните гайки, таким образом зафиксировав ее. Важно не переусердствовать и не сорвать резьбу.
Как сделать правильные заклепки при помощи электродрели?
Структура цепи бензопилы.
Не бойтесь: приобретать станок вам никто не предлагает. Воспользуйтесь обычной дрелью. Весь процесс изготовления заклепок с помощью электродрели и обычного надфиля опишем следующим образом. Из гвоздя, диаметр которого равен диаметру внутренней части заклепок (проверяем штангенциркулем), вырезается заготовка – кусок длиной около 7 см. Эта заготовка фиксируется в головке электродрели. Сама дрель должна быть тоже надежно зафиксирована.
На деревянный брус закрепляются два надфиля, расстояние между которыми будет равно ширине внутренней части заклепки. Сделать это быстро может и не получиться, но вы должны добиться абсолютной точности. Останется только организовать равномерную подачу бруска на заготовку. Рекомендуем воспользоваться куском доски, один конец которой закрепляем к неподвижной части верстака с помощью широкой дверной петли, а на втором торце доски закрепляем брусок с надфилями.
Проверяем перпендикулярность расположения надфилей и заготовки – и можно приступать к работе. Включаем электродрель и плавно опускаем надфили. Они сделают на заготовке бороздки. Делать заклепки за один прием не рекомендуется, так как перегревать металл не стоит, а вот контролировать толщину заготовки на проточенной части необходимо. Слишком тонкая часть заклепки вам тоже может повредить, поэтому нужно добиться максимальной точности. Если вы смогли сделать все правильно, то остается только отрезать заклепку и использовать ее для соединения звеньев цепи.
Отрезать заклепку лучше вручную, без использования болгарки. Не забывайте, что при резке металла на высоких оборотах инструмента будет происходить значительное повышение температуры материала, что очень нежелательно. Готовая заклепка нисколько не уступит заводскому изделию по качеству, поэтому восстановленная цепь прослужит еще долгое время. Негативные моменты при использовании самодельных заклепок будут практически исключены. Главное, чтобы при установлении заклепок вы не забыли выровнять боковые части звеньев (их ведь пришлось разогнуть при разделении цепи). Даже легкое выступание этих элементов от конструктивной нормы приведет к преждевременному износу ведущей звездочки.
Рекомендуется сразу сделать несколько заклепок описанным ранее способом
Дело здесь не только в том, чтобы запастись такими необходимыми элементами впрок (хотя и это тоже важно). Важнее из всего количества изделий выбрать самое подходящее по размерам: любое отклонение от нормы сделает цепь уязвимой при высоких нагрузках
Использование восстановленных цепей не рекомендуется при работе с плотными породами древесины.
Рекомендации по продлению эксплуатационного ресурса
Примерный срок эксплуатации фирменной шины равняется суммарному ресурсу 3-х качественных пильных цепей, приводная звездочка меняется по состоянию. Специалисты рекомендуют использовать в работе комплект из нескольких цепей.
Такой способ позволяет уменьшить потери рабочего времени, которое расходуется на периодическую заточку цепей, а также оптимизировать износ пильного механизма в целом. Ускоренные износы шин — это следствие неквалифицированного обслуживания бензопилы и ее неграмотной эксплуатации.
Основные факторы досрочного выхода шины из строя:
- инициирующее быструю выработку паза и хвостовиков чрезмерное натяжение цепи или несоответствие ее шага характеристикам венца ведущей звездочки;
- приложение значительных усилий при распиловке твердой или мерзлой древесины;
- греется шина и интенсивно изнашивается из-за отсутствия подачи смазки, вследствие неисправности или неправильной регулировки штатного маслонасоса;
- экономия средств на применении некачественного цепного масла или масляных суррогатов типа отработки.
Форсированный расход ресурса пильной гарнитуры имеет место при попадании в нее грунта или песка, работе новой цепи на изношенном венце ведущей звездочки.
Почему цепь слетела?
Есть несколько причин, почему цепь может слетать во время работы. Это может быть связано с неправильной работой шины или недостаточной натяжкой. Проблема иногда появляется и при недостаточно закрепленной ведущей и ведомой звездочки. Определение причины позволяет точно подобрать требующийся ремонт, инструменты.
Ослабла шина
При снижении натяжения цепи проблема нередко сопровождается ослаблением самой шины. Чтобы проверить ее состояние, нужно осмотреть место между верхней пластиной на кожухе гарнитуры и внутренней поверхности на корпусе. При ослаблении фиксирующих болтов шина начинает двигаться, что можно заметить по характерной вибрации во время пиления. При частой эксплуатации рекомендуется регулярно зажимать болты.
Если вы самостоятельно решили подтянуть шину, то нужно найти и опустить цепной тормоз. Повернуть винт натяжки так, чтобы цепь плотно встала в пазы. После этого оттянуть цепь по ходу движения, если она стоит слишком плотно, ослабить винт.
Важно! Ослабление шины наблюдается как у профессиональных, так и бытовых моделей бензопил. При интенсивном использовании инструмента проверять натяжение перед каждым запуском
Растянулась цепь
Любые функциональные изменения цепи приводят к снижению продуктивности инструмента, травмам во время работы.
Следует регулярно следить, чтобы не было деформации металла и растяжения более 1 см.
Если такая проблема все же возникла, требуется приобрести новую цепь или откорректировать старую.
Разъединить звенья цепи на станке или зафиксировать ее в тисках, сточить напильником заклепки и выбить их с помощью бородка (болгарку использовать не рекомендуется).
Удалить 1-2 звена в зависимости от степени растяжки цепи. После этого поставить все элементы на место, вставить заклепку и отбить ее молотком, использовать специальный заклепочный инструмент. Для надежности рекомендуется использовать сварочный аппарат. В конце работы сточить излишки и заусеницы тонким надфилем.
Проблемы с ведущей звездой
Иногда провисание цепи происходит из-за проблем с ведущей звездочкой. Наиболее частая ситуация, когда она плохо закреплена. Пошаговый алгоритм, чтобы подкрутить звездочку:
- Снять защитную крышку двигателя.
- Снять воздушный фильтр и открутить свечу, поставив на ее место специальный стопор для фиксации поршня в недвижимом положении.
- Ключом для болгарки прокрутить диск сцепления по часовой стрелке до максимального верхнего положения. Проверить плотность фиксации звездочки, отрегулировать ее положение.
Рисунок 3 – ведущая звезда на бензопиле
После зажатия собрать бензопилу обратно, обязательно надеть защитный кожух. При сборке следует проверить, чтобы цепь плотно встала на шину.
Направление цепи и какой стороной одевать
Цепь бензопилы, если пристально разглядеть, имеет пильные зубья, направленные в одну сторону. Потому правильное направление пильных зубьев на направляющей шине найти до боли просто: если расположить саму бензопилу в плоскости, которой она находится в процессе работы, то ряд зубьев расположенный сверху направляющей шины, наточенными краями должен быть ориентирован к концу шины. В то время как, ряд зубьев, который находиться снизу бензопилы, наточенными краями должен глядеть в оборотную сторону, по направлению к ведущей звездочке.
Надеть цепь зубьями вовнутрь к проточкам в направляющей шине не получится, она просто не будет держаться на шине. Потому одевать цепь бензопилы на шину необходимо так, чтоб направляющие ушки звеньев пильного полотна были ориентированы вовнутрь направляющей шины.
Установка шины на STIHL и Husqvarna
Модели бензопил от производителя STIHL могу отличаться в процессе сборки. Пошаговое управление:
- Раскрыть барашковую гайку, снять защитную крышку цепной звездочки. Повернуть ее на шине до упора на право.
- Наложить цепь на шину, начиная с верхушки, режущий зуб на верхней стороне должен глядеть четко вперед.
- Приложить собранную шину к бензопиле, конструкцию натянуть на звездочку. Надвинуть направляющую на болт с буртиком. Закрыть крышку, попав штырьками в предусмотренные производителем отверстия.
- Поворачивать барашковую гайку до того времени, пока крышка звездочки не коснется корпуса мотора.
- Повернуть зажимной болт вперед, ведущие звенья должны попасть в пазы шины. На сто процентов закрутить барашковую гайку.
В конце работы проверить натяжение, если гарнитура плохо двигается, отрегулировать натяжение гайкой. Перед пуском следует включить цепной тормоз.
Метод установки шины с цепью для пил Husqvarna фактически схож. Главное отличие – у большинства моделей натяжение и регулировка расположения гарнитуры к корпусу контролируется не одним, а 2-мя барашковыми гайками. На защитном корпусе наружной звездочки изредка встречается отдельный регулировочный рычаг, потому настройку натяжения следует производить только болтами.
Принципиально! До работы с бензопилой следует пристально изучить управление пользователя. В нем тщательно обрисовывают все этапы опции и сборки инструмента.
Особенности заточки пильных цепей
Пильная цепь представляет собой набор связанных между собой с помощью шарниров режущих зубьев сложной конфигурации. При обработке цепи необходимо обеспечить равномерность и одинаковость заточки всех зубьев, выдержать правильный угол режущей кромки, сохранить нужную конфигурацию зуба. Для решения этих задач существует несколько способов заточки, а также много разных инструментов и приспособлений.
Бензопила ФОТО: spila.ru
Пилу надо точить вовремя, иначе можно получить много неприятностей – снижение производительности, ухудшение качества реза, ускоренный износ механизма, даже травму.
Конфигурация зуба и угол заточки цепи бензопилы
Зуб бензопилы имеет сложную конфигурацию, которая зависит от направления движения цепи. У зуба две рабочие кромки: боковая, расположенная перпендикулярно оси перемещения звеньев, и верхняя, которая находится под определённым углом к направлению движения цепи. Каждый зуб имеет ограничитель глубины реза. Он определяет высоту снимаемой стружки. Главное усилие при резе приходится на рабочую кромку. Угол заточки зуба определяет качество работы инструмента.
Функциональные части зуба бензопилы и их вид ФОТО: proinstrumentinfo.ru
Каждая модель пилы имеет свой шаг режущих кромок, значение которого для бытовых и полупрофессиональных моделей связано с мощностью агрегата и крутящим моментом привода. Для продольного пиления шаг принимают меньше (например, 0,325 дюйма). Производительность работы при этом снизится, но требуемое усилие тоже уменьшится. При валке деревьев с большим диаметром ствола мощность двигателя не превышает 2500 Вт. Толщина режущей кромки у большинства бензопил устанавливается равной 1,3 мм.
Высота цепного профиля либо 0,625 мм, либо 0,762 мм, причём для бытовых пил применяется низкий профиль. При этом, немного возрастает вибрация пилы.
Кромка зуба для продольного распила должна быть очень острой и иметь угол в диапазоне 6º…12º, для поперечного – до 25º…30º.
В первом случае заточка должна производиться чаще, поскольку недопустимо малый угол наклона зуба способствует его быстрому выкрашиванию. Это особенно заметно у звеньев, которые изготовлены из конструкционных легированных сталей, содержащих кремний и марганец, например, 40ХГС или 35ХГСА.
Шаблоны и приспособления для заточки цепи бензопилы
Гораздо легче работать, имея большую уверенность получить правильный результат, в том случае, если мастер обеспечил себя набором вспомогательных приспособлений, в который входит шаблон. С его помощью выдерживаются правильные значения всех углов заточки зуба. Угол передней кромки записан в инструкции, обычно его значение 65º — 80º. Оценку значения заднего угла верхнего лезвия можно выполнить только по шаблону. Его величина должна быть в диапазоне от 50º до 60º.
Задний угол заточки пилы уменьшается с увеличением твёрдости древесины. Оптимальным при продольном распиле считается значением угла 10º…12º, и 25º…30º – при поперечном распиле.
Шаблон конфигурации зуба пилыФОТО: proinstrumentinfo.ru
Периодичность заточки цепей бензопилы
Решение о заточке цепей пилы принимается не по календарю, а по оценке её работы. В первую очередь, следует осмотреть опилки. Если они имеют вид мелкой пыли, то цепь требует заточки. В противном случае, можно перегреть двигатель, что приведёт к образованию задиров на цилиндре. У тупой пилы повышенная вибрация и затруднённый заход гарнитуры в каждый новый пропил, что существенно снижает производительность распиловочных работ.